Небываемое бывает! День рождения Балтийского флота.

Взятие бота «ГЕДАН» и шнявы «АСТРИЛЬД» в устье Невы 7 мая 1703 года. Художник Л.Д. Блинов. 1890 год.

18 (по старому стилю — 7 числа) мая 1703 года флотилия из 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семеновского полков под командованием Петра I одержала первую боевую победу, захватив в устье Невы два шведских военных судна — «Гедан» и «Астрильд». Все участники того боя получили специальные медали с надписью «Небываемое бывает».

Этот день принято считать днем рождения Балтийского флота России.

Сегодня старейший флот России, представляет разновидовое оперативно-стратегическое объединение, способное эффективно действовать на море, в воздухе и на суше. В его состав входят более 100 боевых кораблей, более 150 самолетов и вертолетов морской авиации.

Сохранилось и еще одно интересное подробностями (хотя в чем-то и противоречащее только что приведенным свидетельствам) описание этого боя, созданное в петровские времена, правда, чуть позднее, что, впрочем, сопоставимо со временем создания «Гистории Свейской войны», то есть где-то в двадцатые годы. Это — сочинение английского морского офицера на русской службе Джона Дена «История российского флота в царствование Петра Великого». Его случайно разыскал у лондонского букиниста, перевел с английского и издал в 1897 г. в Петербурге граф Евгений Путятин, явивший хороший, тем самым, образец не только исторического любопытства, но и вызывающего уважения меценатства.

Вот — отрывок из этой «Истории» о бое 7 мая:

Печатин В.А. Взятие Петром Первым шведских кораблей "Гедан" и "Астрильд" в устье Невы

Печатин В.А. Взятие Петром Первым шведских кораблей "Гедан" и "Астрильд" в устье Невы

«Примерно в двух милях от устья реки последние [моряки «Астрильды» и «Гедана»] заметили повсеместное присутствие российских войск и догадались, что городок [Ниеншанц] уже занят. Тем не менее, не предвидя опасности со стороны воды, ибо они знали, что у Россиян не было здесь боевых судов, они оставались здесь некоторое время, продолжая наблюдения свои на глазах у неприятеля.

Царь, лично присутствуя при этой браваде, возмутился этим и, посоветовавшись с несколькими из морских офицеров своих, снарядил отряд из отборных и хорошо вооруженных людей и таких, которые хоть сколько-нибудь были знакомы с действиями на море, и, собрав столько лодок, сколько можно было в такое короткое время, отправил их вниз по реке дожидаться Шведов у бара — узкого места реки, переполненного отмелями при отсутствии каких-либо знаков или вех, какими могли бы руководствоваться суда для курса; место это было вполне доступным для плавания российских лодок, но неудобно для неприятеля.

Адриан Схонебек по рисунку Питера Пикарта  (копия, возможно, сделана Алексеем Зубовым). Взятие шведских судов «Астрильд» и «Гедан»

Адриан Схонебек по рисунку Питера Пикарта (копия, возможно, сделана Алексеем Зубовым). Взятие шведских судов «Астрильд» и «Гедан»

Заметив движение лодок вниз по другому рукаву реки, Шведы решили отступить и присоединиться к своему флоту, но, лишь только они достигли бара, с наступлением ночи поднялся противный 27 западный ветер, который погнал их по течению. В этот самый момент напали на них Россияне, поражая их со всех сторон пулями.

Шведы храбро защищались, нанося вред своими пушками, пока за темнотою ночи и противным ветром, одолеваемая численностью неприятеля, шнява не села на мель. Здесь, после отчаянного сопротивления и потеряв большинство своей команды, судно было сдано, заодно и вельбот, понятно, подвергся такой же участи.

Немедля по взятии судов Царь явился на борт и, застав командира судна живым, велел со всяким тщанием ухаживать за его ранами, а по выздоровлении убедил его перейти к нему на службу.

Имя последнего — Карл фон Верден* , талантливый человек, с тех пор постепенно получавший повышения по службе и ставший одним из любимых капитанов Царя…»

* Карл фон Верден был по рождению голландцем. В русском флоте прошел путь от подпоручика до капитана первого ранга. Командовал многими кораблями, в том числе — построенным по чертежам царя «Ингерманландом». В 1720 г. составил карту Каспийского моря.

Впоследствии, описывая в письме к адмиралтейцу Федору Апраксину ход боя, Петр сообщил и частности его:

Меч, взятый на шняве "Астрид" в качестве трофея. Изготовлен в 1657 году. Надпись гласит: "Я сделан в Вира"

Меч, взятый на шняве "Астрид" в качестве трофея. Изготовлен в 1657 году. Надпись гласит: "Я сделан в Вира"

«Понеже неприятели пардон зело поздно закричали, того для солдат унять трудно было, которые, ворвався, едва не всех покололи; только осталось 13 живых. Смею и то писать, что истинно с восемь лодок только в самом деле было. И сею никогда бываемою викториею вашу милость поздравляя, пребываю. Piter»

Доклад Джона Дена* о взятии «Астрильды» в бою 7 мая:

«Это было самое первое военное судно, которым Царь овладел на Балтийском море, и хотя само по себе судно было незначительным, однако, как столь удачно попавшееся ему в руки, он счел взятие такового за доброе предзнаменование, видя в этом случае как бы особое знамение Провидения в пользу морских его предначертаний».

* Ян Ден, также известен как Джон Дин и Джон Ден (англ. John Dean или Deane; 1679 — 18 августа 1761) — с 1711 года по 1722 год офицер военно-морского флота Российской империи. В 1719 году был осуждён Военно-Морским судом, и в 1722 году уволен со службы. С 1723 года он служил Великобритании, предоставляя различные сведения о флоте Российской империи. В 1723 году рукопись Яна Дена «История Российского флота в царствование Петра Великого» была преподнесена королю Великобритании Георгу I. Материалы Яна Дена были впервые переведены на русский язык графом Е. Е. Путятиным и опубликованы в 1897 г. Перевод этой книги был уточнён, отредактирован и переиздан П. А. Кротовым в России в 1999 году.

медаль за участие в сражении с «Гедан» и «Астрильд»

Павел Кротов* пишет в «Истории судостроения»:

«Фактически в итоге победы 7 мая 1703 года на Балтийском море появились два первых боевых судна — шнява «Астрильд» и бот «Гедан». Кроме того, Россия уже тогда могла вывести в Балтийское море четыре малых фрегата: два сясьских, «Святой дух» и «Курьер». На Олонецкой и сясьской верфях по принятой в феврале—марте 1703 года программе создания Балтийского флота велось строительство других кораблей. Наконец, то символическое значение, которое Петр I и его современники придавали бою и победе 7 мая дают основание считать датой рождения Балтийского флота России 7 (18) мая 1703 года».

* Павел Александрович Кротов (род. 22 июня 1961 года; Ленинград) — российский историк, доктор исторических наук (с 1999 года), профессор СПбГУ (с 2002 года), академик военно-исторических наук, один из крупнейших историков, занимающихся проблемами периода правления Петра Великого и периода Дворцовых переворотов.

2 комментариев к “Небываемое бывает! День рождения Балтийского флота.”

  1. Прошу прощения, что не в тему. Но у вас свой сайт и хотел бы знать сколько это стоит? Надо ли вносить какие-либо периодические платежи?.

    Дело в том, что когда мелкая электромонтажная компания участвует в тендере, заказчик спрашивает о сайте.

    Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика