Указ императрицы.

В этот день 13 декабря в 1742 году — в царствование Елизаветы Петровны был издан указ, предписывающий немедленно выслать евреев за границу и впредь их ни под каким предлогом в Россию не впускать.

«Во всей нашей империи жидам жить запрещено; но ныне нам известно учинилось, что оные жиды еще в нашей империи, а наипаче в Малороссии под разными видами жительство свое продолжают, от чего не иного какого плода, но токмо яко от таковых имени Христа спасителя ненавистников нагим верноподданным крайнего вреда ожидать должно, того для повелеваем: из всей нашей империи всех мужеска и женска пола жидов со всем их имением немедленно выслать за границу и впредь ни для чего не впускать, разве кто их них захочет быть в христианской вере греческого исповедания».

История свидетельствует, что еще Владимир Мономах в 1114 году собрал совет князей, который постановил: «Выслать жидов из русской земли со всем их имуществом и впредь не принимать их, а если они тайно войдут, то убивать их». В договоре России с Польшей 1678 года указано на разрешение свободного пребывания польских торговых людей в России, «кроме жидов». Эта же оговорка — «кроме жидов» — имеет место и в актах 1686 года «О вечном мире» между Россией и Польшей. К ранним годам царствования Петра I, в связи с его манифестом (1702), призывающим в Россию искусных иностранцев, относится его оговорка о евреях: «Я хочу. .. видеть у себя лучше народов магометанской и языческой веры, нежели жидов. Они плуты и обманщики. Я искореняю зло, а не распложаю; не будет для них в России ни жилища, ни торговли, сколько о том ни стараются, и как ближних ко мне ни подкупают». Однако за все время царствования Петра нет никаких сведений о притеснениях евреев, не издано ни одного закона, их ограничивающего. Напротив, при общей благожелательности ко всяким иностранцам была широко открыта деятельность и для евреев. В ближайшем доверенном окружении императора были: вице-канцлер барон Петр Шафиров, его двоюродные племянники Абрам Веселовский, весьма приближенный к Петру, и Исаак Веселовский; Антон Девьер, первый генерал-полицеймейстер Петербурга; Вивьер, начальник тайного розыска. В письме к А.Веселовскому Петр сообщал: «Для меня совершенно безразлично, крещен ли человек или обрезан, чтобы он только знал свое дело и отличался порядочностью». После смерти Петра императрицей Екатериной I в 1727 году был издан указ: «Жидов как мужского, так и женского пола, которые обретаются на Украине и в других российских городах, всех выслать вон из России за рубеж немедленно. Впредь их ни под каким предлогом в Россию не впускать и так предостерегать во всех местах накрепко». Этот указ был подтвержден императрицей Анной Иоанновной в 1740 году, а в 1742 году появляется известный указ императрицы Елизаветы Петровны: «Как-то уже по неоднократным предков наших указам, во всей нашей Империи жидам жить запрещено.

далее по ссылке

Но ныне нам известно учинилось, что оные жиды еще в нашей Империи под разными видами жительство свое продолжают, от чего не иного какого плода, но только нашим верноподданным крайнего вреда ожидать должно. Потому всемилостивейше повелеваем: из всей нашей империи, из городов, сел и деревень всех мужеского и женского пола жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всем их имением, немедленно выслать за границу и впредь их ни под каким видом в нашу Империю ни для чего не впускать, разве кто из них захочет быть в христианской вере греческого исповедания». Даже тогда, когда Генеральная войсковая канцелярия Малороссии и Лифляндская губернская канцелярия в 1743 году предъявили всеподданнейшее ходатайство о разрешении временного въезда купцам-евреям, с указанием колоссальной выгоды для государственной казны от развития торговли, «в которой евреи действительно мастера», — императрица Елизавета Петровна наложила свою знаменитую резолюцию: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». Встретив многочисленное сопротивление и у евреев, и у помещиков, и в государственном аппарате, указ Елизаветы не был полностью исполнен, как и подобные предыдущие указы. Да и при самой Елизавете на видных постах служили евреи. Был возвращен к государственным делам и «осыпан царскими милостями» дипломат Исаак Веселовский (позже он преподавал русский язык наследнику, будущему Петру III, брат его Федор к концу царствования Елизаветы стал куратором Московского университета). Много неясного в законодательство о евреях внесло правление Екатерины II. Императрица высказывала благие пожелания, но одновременно вводила и строгие ограничения. И тем не менее в первый период ее царствования у евреев появились надежды на улучшение их состояния. Власти почти не вмешивались в их внутреннюю жизнь, и еврейские общины располагали полной автономией: у них были собственные суды, синагоги со школами, и они по необходимости собирали средства на нужды общины. Именно в царствование Екатерины II была установлена «черта для постоянной оседлости». До конца восемнадцатого века название «жид» означало в России лишь принадлежность к определенной национальности и употреблялось в том же самом смысле, что и «поляк», «турок» или «татарин». Сохранились документы и письма, в которых евреев называли «жидами» и добавляли при этом весьма лестные и почетные титулы. В последние годы царствования Екатерины II из официальных российских документов, выпускавшихся от имени императрицы, исчезло прежнее наименование «жиды», а взамен него появилось новое — «евреи». Слово «жид» как оскорбительное Екатерина использовать запретила. «Черта оседлости» была отменена указом Временного правительства от 2 апреля 1917 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика