Щедрец — Водокрес. Не пропустите!

Закрылись врата Кромки. Отделена Навь от Яви. И каждый путь свой на год определил. Предки, сытые дымом от требных огней, на коих трудом нашим взошла добра жертва, улыбаясь нам, уходят отдыхать на Велесовы луга и чертоги Сварожьи. Гуденье и гулянье разбаюкало и пробудило Солнышко, кое окрепшее идёт неуклонно в рост и дарит нам свет и радость в ответ.

Водокрес – Щедрец – Турицы Зимние

ВОДОКРЕС — Святодень, завершающий Святочные бесчинства. Пора, когда закрываются Врата Нави, а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса*) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес — Податель Здравы — благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов.

В пору двоеверия на Руси 6 сеченя/января отмечали Крещение Господне (иначе называемое Богоявлением), вспоминая о «крещении» Иисуса в водах реки Иордан** в Палестине.

* Древнерусское слово крес означает «огонь», поэтому крещением первоначально называлось посвящение огнём. С водою же были связаны различные очистительные обряды, которые назывались иначе.

** Отсюда в пору двоеверия пошло название «иорданей» — прорубей, в которых купались на Богоявление.

далее — подробнее

Водокрес (6 сеченя/января-месяца)

I. Общие сведения

1. Водокрес (Водокрещи) — один из Велесовых Святодней года, последний день Святочных бесчинств, отмечаемый 6 сеченя/января-месяца. Пора, когда закрываются Врата Нави (открытые в пору Велесовых Святок), а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес — Податель Здравы — благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов.

2. И.П. Сахаров в своих «Сказаниях русского народа» ещё в XIX в. писал: «Водокрещи — слово старое, осталось только между поселянами Московской, Тульской, Орловской и Киевской губерний. Сим словом они выражают:

1) Время. «От оспожинок до водокрещей минуло. — От водокрещей до Евдокей пройдет семь недель с половиной».

2) Праздник — когда совершается на реках св. водосвящение». Ср. также укр. Водохрищі, Водосвяття. Тот же Сахаров приводит старинную украинскую поговорку о «трескучих» Крещенских морозах: «Трещи не трещи, а минули водокрещи».

3. В этот день на Родноверческих Капищах, а также на берегах водоёмов, у специально прорубленных во льду прорубях, около колодцев и священных незамерзающих в зиму источников совершают обряд Водосвятия. Раскалив на огне кусок Сварожьего железа, его торжественно, с соответствующими славлениями, опускают в воду, которая, согласно народным верованиям, обретает в этот день особую Силу — становится «могутной да премогутной», целебной, очищающей тело и душу.

4. После завершения обряда Водосвятия все собравшиеся умываются водой или купаются в прорубях, дабы смыть с себя «все болести и горести». Принимавшие участие в обрядовой окруте (обряжавшиеся в личины выходцев из Нави) на Коляду и во время Велесовых Святок — смывают с себя остатки Навьих чар, связывавших их с миром Мёртвых.

5. По народным представлениям, вода, освящённая на Водокрес, считается чистой — священной, и в ней в течение 12 дней не следует стирать или полоскать бельё. Если водой, заклятой на Водокрес, окропить двор и дом — вся нечисть будет обходить их стороной.

6. Уголья от Священного Огня, разожжённого на Капище в этот день, а также от огня, в котором калили обрядовое железо, — хранят в течение года, почитая чудодейным оберегом от пожара и молнии.

7. Чтобы предостеречь свой дом от пожара, на Водокрес хозяева — старшие в своём Роду мужчина и женщина — обходят дом, держа в руках чашу с водой, при сём рекут слова:   Велес и Макошь со мной, Несут чару с водой; Если пожару быть — Станут пожар тушить: Не гори — раз! Не гори — два! Не гори — три!   Произнося эти слова, трижды сбрызгивают водой на дом, после чего завершают заговор:   Духи Предков стоят — Дом от пожара хранят! Слово моё крепко да лепко! Гой!

8. В народе верят, что выносить воду из дома в этот день нельзя — вместе с ней можно вынести чистоту. Существует легенда, что о сию пору сам Чернобог, обернувшись Нищим Странником, ходит по домам и просит у людей воду. Кто вынесет Ему ковшик — вместе с водой отдаст Ему свою Долю…

9. Человек, прошедший на Водокрес обряд очищения (в том числе и «раскрещивания»), может навсегда избавиться от всякой скверны, сбросить с души тягостный «груз» и открыть для себя в жизни новый Путь, ведущий к Мудрости, Силе и Здравию, который завещали нам Предки…

2. Радение

1. Пламени Сварожьему паче огней земных в Ночи Года — славу речём!

2. Искрой Кузни Небесной, снизошедшей в Предвечные Воды, пламенная стрела Сознания пронзает тьму Неизведанного — Меч Истинного Ведания закаляется в мглистых водах Владычицы Зимних Стуж…

3. Ледяная вода обжигает хладом лицо и тело творящего мовь (омовение). Синие Очи Владыки — что проруби в небесах, затянутых хмарью зимы… Жидкое золото Солнца блещет в серебряной тьме. Волохатый Бог нисходит во Тьму…

4. Силу Вещего понеси, река! Мудрость Вещего сохрани, вода! Здраву Вещего подари людям!..

5. Ледяная вода обжигает мои ладони. Серебряная Звезда Владыки блещет в глубинах вод. Совершая семичастную мовь, радарь Вещего речёт в Сердце своём:   Сущему в Образе Родового Звия (Змея) в зароде — слава! Сущему в Образе Владыки Живой и Мёртвой воды в животе — слава! Сущему в Образе Лютого Зверя в ярле — слава! Сущему в Образе Солнца красного в сердце — слава! Сущему в Образе Повелителя Ветров в горле — слава! Сущему в Образе Вещего Ока во челе — слава! Сущему в Образе паче всякого образа в роднике-колороде — слава!

6. Вдох — возвращает мне Силу, выдох — дарит Силу миру. Холодные капли стекают по внутренним сводам небес — внутри моей головы, ставшей небесным сводом, орошают чело — становятся Самосиянным Светом, в Котором тонут это небо и эта земля…

7. Я прорастаю Тобой…

Примечание:   Источники, бьющие глубоко из-под земли, могут не замерзать даже при сильных морозах. Когда входишь в такую воду, она кажется тёплой по сравнению с морозным воздухом над нею. Вскоре тело как будто начинает нагреваться изнутри, и холод отступает. В этот момент может показаться, что ты можешь оставаться в проруби ещё долгое время, не только не замерзая при этом, но даже испытывая определённого рода удовольствие. Но это ощущение обманчиво. Длительное пребывание в холодной воде может легко переохладить неподготовленный организм, и когда человек спохватится — будет уже поздно. Совершив омовение, не следует долго оставаться на морозе раздетым. Хорошо сразу по выходе из воды закутаться в шерстяное одеяло или надеть шерстяной свитер. «Согреваться» крепкими алкогольными напитками после омовения в проруби — крайне нежелательно, если только ты не «пересидел» в проруби и не нуждаешься в чрезвычайных мерах.

***

О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес Вещий Бог посылает людям здраву — благословляет все Земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов…

Иной смысл и название последнего дня святок — Щедрец, он знаменит своими щедровками и праздничным пиром. Обязательно присутствие на столе свинины, которая означает плодородие (от санкритского — рождать). Перед пиром необходимо повеселить народ щедровками. Состав ряженых такой же, как и на Коляде. Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют:

«Щедрый вечер! Добрый вечер!»

Хозяева спрашивают:

«Кто идёт?»

«Бог!»

«Что несёт?»

«Пирог!»

Затем колядовщики начинают «коляду томить», т.е. выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что-де «шли из далека», «у козы ноги болят» и т.д. Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые содержат в себе шуточные угрозы:

«Щедрик-ведрик, дайте вареник.

Грудочку кашки, колечко колбаски.

Матушка-сударушка, подай пирожка,

Не подашь пирожка, не родишь сынка.

А родишь девицу-расчерепицу,

Ни шить, ни ткать, помелом махать.

Одари, государь, колядовщиков!

Наша коляда ни рупь, ни полтина.

Наша коляда всего пол-алтына!

Коляда пришла, вам здоровья принесла.

Ой, Коляда, Коляда!

Мы пришли прославлять, да хозяев величать.

Да хозяину сотню лет прожить.

А хозяюшке многоздравьице.

Вашим детушкам: сыновьям, дочерям.

Девяносто быков, полтораста коров.

Надели вас бог житьём и бытьём.

И житьём, и бытьём, и богачеством!»

Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают «проклятьице»:

«Уж дай им, Свароже, по спине и по роже.

Разрази их, Перун-батюшка!

Пустой им мешок, дырявый горшок!»

Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся, чтобы встретить Новый год в семейном кругу.

  • Alex Dail

    Замечательное эссе с прекрасной преамбулой, очень образные сравнения, написано по-доброму, с душой ))
    Дмитрий, восхищён!

  • Овсенец

    А ничего, что Щедрец 31.12?

    • Ragnar

      ничего
      потому что он не 31.12

      • Овсенец

        В христианстве Щедрый вечер известен как Васильев. А он 31.12

        • Ragnar

          В христианстве и Купала 7 июля, однако это никак не мешает тому, чтобы она на самом деле была в солнцестояние.

          • Овсенец

            В христианстве Васильев вечер 13 января.

            • Овсенец

              Это если мы говорим о православном с их отсталым стилем. Дата 31.12 по более прогрессивному григорианскому.
              А можно вообще подходить к датам как в Беларуси: Осенние Деды назначены ровно посередине между католическими и православными.

  • В этот день
    На эту дату ничего нет.
  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика