Последнее великое географическое открытие.

16 (28 по н.с.) января 1820 года парусники «Восток» и «Мирный» приблизились к «покрытому бугристыми льдами», как указывал в дневнике Беллинсгаузен, берегу Антарктиды. Так был открыт последний материк на Земле — эпоха великих географических открытий благополучно завершилась.

О. Тихомиров
Еще в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. О ней ходили легенды. Говорили всякое, но чаще всего — о золоте и алмазах, которыми она так богата. Отважные моряки отправлялись в путь к Южному полюсу. В поисках таинственной земли, они открыли немало островов, но увидеть загадочный материк никому не удавалось.
Известный английский мореплаватель Джеймс Кук в 1775 году совершил специальное путешествие, чтобы «найти материк в Южном Ледовитом океане», но и он отступил перед стужей, шквалистым ветром и льдами.
Да есть ли она на самом деле, эта неизвестная земля? 4 июля 1819 года из порта Кронштадт вышли два российских корабля. На одном из них — на шлюпе «Восток» — командиром был капитан Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Вторым шлюпом, «Мирным», командовал лейтенант Михаил Петрович Лазарев. Оба офицера, опытные и бесстрашные моряки, к тому времени уже успели каждый сделать по кругосветному путешествию. Теперь же им дали задание: как можно ближе подойти к Южному полюсу, «проверить все неверное», что было обозначено на картах, и «открыть неизвестные земли». Начальником экспедиции назначили Беллинсгаузена.
Через четыре месяца оба шлюпа вошли в бразильский порт Рио-де-Жанейро. Команды получили небольшую передышку. После того, как трюмы были пополнены запасами воды и продовольствия, корабли снялись с якорей и продолжили свой путь. Все чаще разыгрывалась непогода. Становилось холоднее. Налетали шквалы с дождем. Густой туман обволакивал все вокруг.
Чтобы не потеряться, корабли должны были не отходить далеко один от другого. Ночью по распоряжению Беллинсгаузена зажигали на мачтах фонари. А если случилось бы так, что шлюпы потеряли друг друга из вида, велено было палить из пушек.
С каждым днем «Восток» и «Мирный» ближе и ближе подходили к таинственной земле. Когда утихал ветер, и небо прояснялось, моряки любовались игрой солнца в сине-зеленых волнах океана, с интересом наблюдали за китами, акулами и дельфинами, которые появлялись поблизости и подолгу сопровождали корабли. На льдинах стали попадаться тюлени, а затем и пингвины — большие птицы, которые забавно вышагивали, вытянувшись столбиком. Представлялось, что поверх белых одежд пингвины накинули нараспашку черные плащи. Таких удивительных птиц русские люди до сих пор не видывали. Поразил путешественников и первый айсберг — плавающая ледяная гора.
Открыв несколько маленьких островов и обозначив их на картах, экспедиция взяла курс на Сандвичеву землю, которую первым обнаружил еще Кук. Английский мореплаватель не имел возможности исследовать ее и считал, что перед ним лежит большой остров. Берега Сандвичевой земли плотно покрывал снег. Возле них громоздились льдины. Обозвав эти места «страшным югом», англичанин повернул назад. В бортовом журнале Кук записал: «Я беру на себя смелость сказать, что земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы».
Беллинсгаузену и Лазареву удалось на 37 верст пройти дальше Кука и поточнее изучить Сандвичеву землю. Они выяснили, что это не один остров, а целый ряд островов. Англичанин ошибся: то, что он назвал мысами, на самом деле оказалось островами.
Пробиваясь между тяжелыми льдами, «Восток» и «Мирный» при каждом удобном случае старались найти проход на юг. Вскоре рядом со шлюпами было уже такое множество айсбергов, что приходилось то и дело лавировать, чтобы не быть «раздробленными сими громадами, которые простирались иногда до 100 метров над поверхностью моря». Эту запись сделал в своем дневнике мичман Новосильский.
15 января 1820 года российская экспедиция впервые пересекла Южный полярный круг. На следующий день с «Мирного» и «Востока» увидели на горизонте высокую полосу льдов. Моряки вначале приняли их за облака. Но когда туман рассеялся, стало ясно, что перед кораблями предстал берег, состоящий из бугристых нагромождений льдов.
Что это? Уж не открылся ли перед экспедицией таинственный Южный материк? Беллинсгаузен не позволил себе сделать такой вывод. Исследователи занесли все, что увидели, на карту, но опять надвинувшийся туман и снег помешали определить, что там за бугристыми льдами. Позже, много лет спустя, именно этот день — 16 января — стали считать днем открытия Антарктиды. Подтвердили это и фотографии с воздуха: «Восток» и «Мирный» действительно находились в 20 километрах от шестого континента.
Продвинуться еще глубже на юг русские корабли не смогли: сплошные льды перекрыли путь. Не прекращались туманы, мокрый снег шел беспрерывно. А тут еще новая напасть: на шлюпе «Мирный» льдиной пробило обшивку, и в трюме образовалась течь. Капитан Беллинсгаузен принял решение направиться к берегам Австралии и там, в Порт-Джексоне (теперь Сидней), отремонтировать «Мирный».
Ремонт оказался непростым. Из-за него почти месяц простояли шлюпы в австралийском порту. Но вот русские корабли подняли паруса и, отсалютовав из пушек, ушли к Новой Зеландии, чтобы обследовать тропические широты Тихого океана, пока в Южном полушарии длилась зима.
Теперь моряков преследовали не ледяной ветер и пурга, а палящие лучи солнца да изнуряющий зной. Экспедиция открыла цепь коралловых островов, которые назвали именами героев Отечественной войны 1812 года. Во время этого плавания «Восток» чуть не налетел на опасный риф — ему тут же дали название мель Берегись.
Когда корабли бросали якоря возле обитаемых островов, к шлюпам устремлялось множество лодок с туземцами. Моряков заваливали ананасами, апельсинами, кокосовыми орехами и бананами. В обмен островитяне получали полезные для них предметы: пилы, гвозди, иглы, посуду, ткани, рыболовные снасти, словом, все то, что было необходимо в хозяйстве.
21 июля «Восток» и «Мирный» стали у берегов острова Таити. Русским морякам почудилось, что они оказались в сказочном мире — до того красив был этот кусочек земли. Темные высокие горы вонзались своими вершинами в ярко-голубое небо. Буйная прибрежная зелень изумрудно светилась на фоне лазурных волн и золотистого песка. На борту «Востока» пожелал побывать король таитян Помаре. Беллинсгаузен любезно принял его, угостил обедом и даже приказал сделать несколько выстрелов в честь короля. Помаре был очень доволен. Правда, при каждом выстреле прятался за спину Беллинсгаузена.
Вернувшись в Порт-Джексон, шлюпы стали готовиться к новому тяжелому походу в страну вечного холода. 31 октября они снялись с якорей, взяв курс на юг. Через три недели корабли вошли в зону льдов. Теперь русские корабли обходили южный полярный круг с противоположной стороны.
«Вижу землю!» — такой сигнал поступил с «Мирного» на флагманский корабль 10 января 1821 года. Все члены экспедиции в волнении высыпали на борт. И в это время солнце, словно желая поздравить моряков, на короткий миг выглянуло из разорванных облаков. Впереди, милях в сорока, виднелся скалистый остров. На следующий день к нему подошли поближе. Гористый остров поднимался над океаном на 1300 метров. Беллинсгаузен, собрав команду, торжественно объявил: «Открытый остров будет носить имя создателя русского флота Петра Первого». Троекратное «Ура!» прокатилось над суровыми волнами.
Спустя неделю, экспедиция обнаружила берег с высокой горой. Беллинсгаузен попытался подвести к нему шлюпы, но перед ними возникло непроходимое ледяное поле. Землю назвали Берегом Александра I. Сами же воды, омывающие эту землю и остров Петра I, позже были названы морем Беллинсгаузена.
Более двух лет продолжалось путешествие «Востока» и «Мирного». Завершилось оно в родном Кронштадте 24 июля 1821 года. Русские мореплаватели прошли на шлюпах восемьдесят четыре тысячи верст — это больше чем двойной путь вокруг земного шара по экватору.
Первым достиг Южного полюса норвежец Рауль Амудсен в конце 1911 года. Он и его экспедиция из нескольких человек добирались к полюсу на лыжах и собачьих упряжках. А месяцем позже к полюсу подошла другая экспедиция. Ее возглавлял англичанин Роберт Скотт. Это, несомненно, тоже был очень мужественный и волевой человек. Но, увидев норвежский флаг, оставленный Амудсеном, Скотт пережил страшное потрясение: он лишь второй! До него здесь побывали! Сил на обратный путь у англичанина уже не осталось. «Боже Всемогущий, какое ужасное место!»… — вывел он в дневнике слабеющей рукой.
Но кому же принадлежит шестой континент, на котором глубоко подо льдами обнаружены ценные минералы и полезные ископаемые? На разные части материка претендовало много стран. Разработка полезных ископаемых, конечно, привела бы к гибели этого самого чистого континента на Земле. И человеческий разум победил. Антарктида стала всемирным природным заповедником — «Страной науки». Теперь здесь работают только ученые и исследователи из 67 стран на 40 научных станциях. Их труд поможет лучше узнать и понять нашу планету. В честь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева русские станции на Антарктиде носят названия «Восток» и «Мирный»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика