Раковорская битва.

18 (25 по н.с.) февраля 1268 года около крепости Раквере (древнерусское название – Раковор или Ракобор, немецкое Везенбург) состоялась битва, названная в русских летописях Раковорской, а в немецких хрониках — Schlacht bei Wesenberg.

К этому времени крепость Раквере, основанная датским королем Вольдемаром I, правнуком Владимира Мономаха, находилась в руках Ливонского ордена.

Взаимоотношения чудских племен, живших в этих местах, с русскими, датчанами и немцами складывались совершенно по-разному. В XI-XII веках и датские короли, и русские князья – это потомки викингов. Они говорят на одном языке, роднятся между собой и обкладывают коренное население Балтии и побережья Чудского озера данью, не посягая при этом на их образ жизни, верования и обычаи. Вовсе не так вели себя рыцари-крестоносцы Ливонского, а затем и Тевтонского ордена. К XIII веку после нескольких восстаний чудь начала приглашать небольшие русские гарнизоны, которые помогали им обороняться от ливонцев.

Ливонцы же заключают союзнические договора с новой датской династией, уже не так тесно связанной кровными узами с русскими князьями. В 1240 и 1240 годах произошли всем известная Невская Битва и Ледовое побоище. Однако это не остановило агрессии ордена.

В 1268 году по инициативе псковского князя Довмонта русское воинство вступило в землю Вирумаа, принадлежавшую союзникам ордена – датчанам. Ливонские летописи оценивают силу русичей в 30 тысяч воинов-псковичей, а также новгородцев и преяславскую дружину князя Дмитрия Александровича. Союзная армия подошла к стенам города Раквере (Раковор), где и встретилась с войском магистра Отто фон Роденштейна. Под рукой немецкого военачальника был цвет ливонского рыцарства — умелые и профессиональные воины.

Битва состоялась 18 февраля. По всей видимости, построения противников были характерны для русско-ливонских войн XIII в.

Еще из фильма об Александре Невском мы знаем, что рыцари строились «свиньёй». В этом случае летописцы говорят о «великой свинье». Организацию немецкой рати, построенной в виде «свиньи», можно представить более детально в виде глубокой колонны с треугольным увенчанием. Расшифровывает подобное построение уникальный документ — воинское наставление «Приготовление к походу», написанное в 1477 г. для одного из бранденбургских военачальников. В нем перечислены три подразделения, называемые  хоругви (Banner). Их типовые названия — «Гончая», «Святого Георгия» и «Великая»; эти хоругви соотвётственно насчитывали 466, 566 и 666 конных воинов, во главе каждого отряда концентрировались знаменосец и отборные рыцари, расположенные в 5 шеренг. В первой шеренге в зависимости от численности хоругви выстраивалось от 3 до 7—9 конных воинов, в последней от 11 до 17. Общее число воинов клина составляло от 35 до 65 человек. Шеренги выстраивались с таким расчетом, чтобы каждая последующая на своих флангах увеличивалась на два рыцаря. Таким образом, крайние воины по отношению друг к другу располагались как бы уступом и охраняли едущего впереди с одного из боков. В этом и заключалась тактическая особенность клина — он был приспособлен для собранного лобового удара и одновременно был трудно уязвим с флангов.

Вторая часть хоругви, согласно «Приготовлению к походу», состояла из четырехугольного построения, включавшего кнехтов. Их число в каждом из названных выше отрядов равнялось соответственно 365, 442 и 629 (или 645). Среди кнехтов находились слуги, входившие в состав боевой свиты рыцаря: обычно лучник или арбалетчик и оруженосец. Все вместе они образовывали низшую войсковую единицу — «копье» — численностью 3—5 человек, редко более. Во время боя эти воины, экипированные не хуже рыцаря, приходили на помощь своему господину, меняли ему коня.

К достоинствам колонно-клиновидной хоругви относились ее сплоченность, фланговая прикрытость клина, таранная сила первого удара, четкая управляемость. Строй такой хоругви был удобен и для передвижения, и для завязки боя. Плотно сомкнутым шеренгам головной части отряда при соприкосновении с противником не надо было разворачиваться для защиты своих флангов.

Описанному строю были присущи и недостатки. В ходе боя, если он затягивался, лучшие силы — рыцари — могли быть первыми выведены из строя. Что же касается кнехтов, то они во время схватки рыцарей находились в выжидательно-пассивном состоянии и слабо влияли на ее результат. Если мы посмотрим на историю битв с участием рыцарей Ливонского ордена, то увидим, что практически все они развивались по одному сценарию. Рыцари сминали более легко вооруженного противника.  Однако Раковорская битва продемонстрировала в полной мере ту тенденцию, которая наметилась во время сражений Александра Невского. Во-первых, Русь смогла выставить тяжело вооруженных и готовых сражаться ратников. Во-вторых, русские воины к этому времени благодаря контактам со степняками овладели  навыками конного боя, которыми не владели викинги, вынужденные уступать немцам Балтийское побережье. В-третьих, войска ливонского и тевтонского орденов никогда не обладали высоким боевым духом, следовательно, не могли держать оборону. (Кстати, это же проявилось и в сражениях ордена в Киликийской Армении, население которой рыцари обязались защищать от турок и не смогли этого сделать).

Немцы и датчане выстроились клином и атаковали центр войска союзных князей, где стояли пешцы — в основном, из новгородского ополчения. Схватка здесь была  ожесточенной. Прославленный Железный полк (так же, кстати,  в ХХ веке назывались отборные танковые части Третьего рейха)  рыцарей атаковал центр русского войска, но русские ополченцы удивили рыцарей, сумев сдержать их первый натиск и навязав им рукопашную схватку, в которой русским  не было равных на протяжении всей военной истории. В ходе боя  рыцари понесли тяжелые потери, но и русские потеряли множество воинов.  Погиб и руководитель новгородского ополчения — посадник Михаил.

Видя свои потери, Отто фон Роденштейн начал отступление. Он считал, что таким образом он спасёт рыцарей Ордена от смерти в рукопашной схватке, но он не учёл, что тяжелый кавалерист разворачивается с огромным трудом и не может быстро отступить. Развернуться смогли лишь легковооружённые всадники, которые стояли в задних рядах, а так же арбалетчики и оруженосцы. Княжеская конница, находившаяся до этого момента в засаде, атаковала ливонцев во фланг, добила рыцарей и погналась за отступающими. Семь верст русские гнали ливонцев. Лишь немногие из них сумели бежать. Вечером к месту битвы подошел еще один немецкий отряд, напал на обоз, но в сраженье не вступил и к утру отошел, довольствуясь награбленным скарбом.

Орден потерпел самое страшное со времен Ледового побоища поражение. Железный полк перестал существовать. Все тяжеловооруженные рыцари, не сумевшие развернуться и отступить, либо погибли в рукопашной схватке, либо были взяты в плен. Однако, если верить Рифмованной хронике (немецкой летописи того времени), в живых не осталось практически никого. В этом сражении русская дружина показала свою боеспособность против тяжело вооруженного противника. Однако русские в этой битве тоже понесли огромные потери. Дело в том, что, несмотря на существенный численный перевес в начале сражения, русские были менее профессиональны и легче вооружены. При этом после Раковорской битвы князья неоднократно успешно использовали Новгородское ополчение против различного противника.

Благодаря  угрозе тяжеловооруженных рыцарей с Запада и легковооруженных степняков с Востока русское войско к позднему средневековью было одним из самых боеспособных и мобильных и могло сражаться с любым противником в любых климатических и погодных условиях.

Новгородское войско и дружина Дмитрия Александровича простояли под стенами Раковора три дня. Штурмовать город они не решились. В это время псковская дружина Довмонта огнем и мечом прошлась по Ливонии, чиня грабежи и захватывая пленных. Князь мстил врагу за нападения на его земли. Раковорская битва на 30 лет остановила движение ливонцев на северо-восток. Ливонский орден уже не мог серьезно угрожать мощным княжествам Северо-Западной Руси.

14 комментариев к “Раковорская битва.”

  1. Дмитрий, есть хорошая книга В.В.Тараторина Конница на войне. Согласно его мнению, клин — строй конницы против конницы. За всю историю войн конница не имела шансов в лобовой атаке против нерасстроенной пешей фаланги. Каким-то образом русским удавалось заманить орденскую конницу в атаку на фалангу ( в том числе и в Чудской битве). Как это удалось? До сих пор никто даже не пытается объяснить.

  2. Без храброго Довмонта, который, к слову, и славянином-то не был, победы бы не было.

    1. ага, а 30 000 русских они так просто — рядом стояли
      Это все равно что утверждать, что войну выигрывают маршалы, а не солдаты.

      1. 30 тысяч?… Дас ис фантастишь!…
        Цифры у вас абсолютно не реальные для средневековья.

        1. Сложно спорить с голословным утверждением. Вы знакомы с экономикой того времени? Сколько жителей хотя бы в одном Полоцке было и сколько во всем Полоцком княжестве?
          Или вы по Фоменко ориентируетесь?

          1. Ох, ну при чем тут экономика, мы что военный потенциал определяем. Вы же сами привели пример с численность подобных подразделений: с 500 до 800 всадников. Больше ни как нельзя, иначе они станут абсолютно неуправляемыми аморфными массами. Ну сколько обычно было тактических подразделенй при построении,? Давайте по максимому, например у русских: авангард — строжевой, передовой полки, главное войско большой полк и полки правой и левой руки, засадный полк, обоз и его охрана. Всё, даже если полки сделать тысячными, и десяти тысяч не наберется, а больше и нелья, вы же военный человек и представляете как сложно заставить просто даже маршировать в нужном направлении такую массу народа, не имея современных средств коммуникации. А уж управлять … Да и сами документы эпохи свидетельствуют об обратном, ну где там упоминаются тысячи, сотни даже редко. 34 брата-рыцаря, 13 погибших русских бояр, и т.д и т.п. Один раз упоминается численность в 5 тысяч, и то когда немцы врут о потерях противника в эпизоде о героичексом подвиге рыцарей, когда каждый из них сражался один против шестидесяти.

            1. Значит по вашему, тут врут обе стороны?
              И Новгородская Первая летопись Старшего извода и СТАРШАЯ ЛИВОНСКАЯ РИФМОВАННАЯ ХРОНИКА (AELTERE LIVLAENDISHE REIMSCHRONIK — Отрывок IX).
              Удивительно. Обе стороны взяли и дружно соврали ради того, чтобы обмануть потомков.

              Для информации вам было бы неплохо узнать и состав рыцарского войска. Сколько на одного рыцаря приходилось обеспечивающих оруженосцев и сколько сопровождающих войск было у самого рыцарского войска.

              1. А я знаю, от десяти до пятнадцати человек, треть, обычно, не комбатанты годные только для работ и охраны лагеря. Тоже мне «бином Ньютона».

                  1. Неужели, я вам привел типичный состав рыцарского копья, рыцарь, паж (обычно юноша благородного сословия не комбатант) один — два оруженосца, три — четыре конных стрелка, остальные пешие половина из них не комбатанты. Из таких первичных подразделений и состояли вассальные ополчения.
                    Существовали конечно и наемные отряды, с более упорядоченной структурой но они погоды еще не делали.

          2. На счёт завышения численности — прав ваш оппонент. 30 тыс. только Псковского войска — это чересчур. Тогда население Пскова было менее 10 тыс.. В остальном правы вы.

            1. да, скорее всего речь идет об общей численности трех княжеств — Пскова, Новгородской земли и Владимиро-Суздальской. В одной Новгородской земле численность только ополчения была под 10 000 человек.

  3. Кстати, именно описание этой битвы послужило основой для более поздних описаний Ледового побоища.

  4. «В XI-XII веках и датские короли, и русские князья – это потомки викингов.» — ну и чушь Вы написали. Ни один из русских князей не являлся потомком викингов. Женились — да, но князей из викингов не призывали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика