Март.

МАРТ (лат. Martius).

В календаре древних римлян год начинался с месяца, на который приходился день весеннего равноденствия. Он назывался примидилисом — по своему порядковому номеру. После реформы этого календаря первый месяц года и весны стал мартусом (лат. Mars), в честь древнеримского бога Марса, отца Ромула. Марс был богом войны, но, в тоже время, и в более древнем своем значении, он был богом землепашцев, сельских труженников. Современное наименование марта пришло к нам из Византии. А до этого в Древней Руси его величали «брезень» — злой для берез, так как в этом месяце жгли березу на угли.

В русском народном календаре назван март протальником. Талая вода — «снежица», по народному поверью, целебна. Ею мыли полы в доме, поливали цветы, стирали в ней белье, снятое с больных людей. И стены дома обновлялись, набирали силу домашние растения, а больного человека оставляла худоба, хвороба. Известны и другие названия этого месяца, связанные с явлениями природы: зимобор, каплюжник, сухий (от ветров высушивающих влагу), берeзол или березозол, пролетний — с этого месяца начиналась весна, предвестница лета. Хотя сам март — не весна, а предвесенье.

Другие славянские названия: бржезень, марзец, сушец, позимский, третник (то есть третий). У древих славян год распался на две половины — летнюю и зимнюю — и начинался с первого вешнего марта. Считалось, что именно с этой поры природа пробуждается от зимнего сна к жизни.

Еще март назвали: солнечник, солногрей. В народе о нем говорили: каплюжник, капелюжница, капелюшница, капельки, капитель, капельник.

Дорогорушителем, водотоком звался март из-за быстрого снеготаяния и появления на земле первых проталин и прогалин, разрушения зимних путей-дорог — «снега плющит настом». Свистуном, свистухой и ветроносом нарекли его за свист холодного ветра.

В марте от земли теплый парок поднимается — отсюда появилось еще одно название — парник. Этот месяц прозвали огородником, потому что «на огород позвал», пора замачивать семена и проверять их на всхожесть. Март также — весновка и весновей.

Величали март и наследником февраля, младшим братом и позимьем, перезимником и зимобором. Он же и катыш — торопись на санках накататься вволю.

Звался март также предвесеньем и преддверием апреля, пролетным и пролетьем, а еще грачевником. Разнопогодник он потому, что коварен.

Украинское название — березень. Происходит, очевидно, от старинного названия «березиль» или «березоль». Эти названия символизировали старинный промысел — заготовку березовой коры и золы. Из березовой коры получают ценный дёготь, а зола хорошо удобряет почву. Еще до середины 19-го века «березнем» называли следующий за ним месяц, т.е. «апрель». Отметим и другие интересные названия — «марец», «зимобор», «соковик», «капельник», «протальник», «красовик», «красный месяц».

С введением христианства церковный год начинался с марта, также как у древних евреев, египтян, греков, римлян — отголоски этого сохранились в названиях некоторых месяцев — сентябрь, октябрь, нобярь и декабрь — означают в переводе с латинского языка, соответственно,- седьмой, восьмой, девятый и десятый.

По народным представлениям весна полностью вступает в свои права только после 14 марта, дня святой Евдокии.

Первыми признаками наступления весны принято считать движение соков в стволах деревьев, распускание почек. Еще не скоро зацветут первые цветы, а уже начинает оживать природа. Поэтому весну и называют «благодатная», «всеоживляющая».

Подсезоны весны. Весна по времени короче лета, но продолжительнее осени и зимы. Начинается она 1 марта и длится 92 дня и 21 час, включая подсезоны:

1-17 марта — Перелом зимы;

18 марта — 15 апреля — Снеготаяние;

16 апреля — 5 мая — Оживление весны;

6-21 мая — Разгар весны;

22 — 31 мая — Предлетье.

В некоторых регионах исстари отмечали другие вехи весны: Предвесенье, Водополье, Пролетье и др.

Принято считать, что весна переменчива: «Весна непостоянна, как мачеха: то повеет теплом, то нагонит холодов с железных гор — с севера», «Весна да осень — на дню погод восемь», «Весна сутки мочит, а час сушит». «Красна весна, да холодна еще».

С начала апреля наступает поздняя весна, она благотворно влияет на урожай и развитие живой природы: «Поздняя весна не обманет».

Астрономическое начло весны, ее первый день — это день весеннего равноденствия, т. е. 21 марта.

В других языках март носит следующие названия (для иероглифических языков дано приблизительное звучание):

березень (укр.), сакавік (бел.), марти (груз.), mârtie (молд.), matrs (латыш.), kovas (литов.), mërts (эстон.).

Mars (алб.), march (англ.), Maart (африк.), март (болг.), mârcius (венг.), maart (голл.), мартыс (греч.), marts (датск.), Maret (индонез.), marz (исл.), marzo (исп.), marzo (итал.), саньюе (кит.), Mërz (нем.), mars (норв.), marzec (польск.), Março (порт.), mârtie (рум.), marec (словацк.), Machi (суах.), mart (тур.), maaliskuu (фин.), mars (фр.), märc (хинди), brezen (чешск.), mars (швед.), marto (эсперанто), sangatsu (япон.).

Даль: МАРТ м. по нынешнему счету, третий месяц в году, стар. березозол. Азия Африки честнее, август марта теплее. Мартовская вода целебная (из мартовского снега). Она же от веснушек и загара. Коли в марте снежок задулинами, то будет урожай на огородину и ярицу. И март на нос садится (т. е. мороз бывает). В марте курица из лужицы напьется. Март похоронит, август схоронит (хлеб; похоронит в землю, схоронит в закром). Раненько март веснянку затягивает, ненадежное тепло. Мартовское пиво. Ни в марте воды, ни в апреле травы (условно). Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый. Апрель водою, март (а также октябрь) пивом. Мартовый, -вский, к марту относящийся. Мартовское пиво с ног сбило. Мартобря или в мартобре, говорят в память Гоголю, о небывалом и несбыточном. Это будет в мартобре, будет третьего мартобря. Мартовик м. животное, родившееся в марте. особенно заяц. Мартовщина ж. празднества, попойки и варка пива в марте.

Обряды и праздники марта:

СОРОКИ – Заклички Весны, творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе Ярилиными Плешами. Согласно Славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение Девы-Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай… «Православные» христиане отмечали 9 березозола/марта день Сорока Мучеников. В народе говорили: «На Сорок Мучеников сорок птиц прилетает, сорок печуг на Русь пробирается», «На Сорок Святых прилетел кулик из-за моря, принёс Весну из неволья», «На Сорок Мучеников – прилёт жаворонков: сколько проталинок, столько и жаворонков». В этот день хозяйки пекли из пресного теста «жаворонков», с которыми и совершались Заклички. При этом считалось, что в полную силу весеннее тепло проявится лишь через сорок дней. В некоторых домах пекли сорок «орехов» из ржаной и овсяной муки, а потом в течение сорока дней бросали их по одному на улицу, «откупаясь» так от Мороза.

МАСЛЕНИЦА (КОМОЕДИЦА) – один из четырёх важнейших праздников Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию [Обычно празднуется, когда Солнце «на воробьиный скок» переходит за точку Равноденствия. Многие Родноверы празднуют о сию пору Новолетие – Новый Год, рождающийся на Коляду, но приходящий в Явь лишь на Весеннее Равноденствие, когда оканчивается зима и расцветает Земля]. Согласно Славянским верованиям, о сию пору «отверзается» Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь – входят в Силу после зимы, а души Предков «прилетают на птичьих крылах» из Ирия Небесного навестить нас – своих потомков[Основной обрядной стравой на Масленицу издревле почитались блины, своей формой напоминающие Солнце. Первый испечённый блин обычно не ели сами, но клали на слуховое оконце в избе, посвящая его душам Предков]. Время возрождения – Весеннего «воскрешения» (от «Крес» – «Огонь») Земли-Матушки и всей Природы. Сразу за Масленичной Неделей [Каждый из дней Масленичной Недели имел в народе своё название: Встреча, Заигрыш, Лакомка, Разгул, Тёщины Вечёрки, Золовкины Посиделки и Прощёное Воскресенье.] следует Комоедица – Медвежий праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки [Согласно другим представлениям, Медведь выходит из берлоги лишь на Василия Парийского (12 цветеня/апреля), когда «Василий Земле пару поддаёт» и «Земля запарится, как в бане»]. Родноверы-мужчины чествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не озрничать на пасеках в течение всего года… «Православные» христиане отмечали 25 березозола/марта Благовещенье [Согласно Евангелиям, в этот день Деве Марии явился «ангел» и сообщил о том, что вскоре ей предстоит стать матерью «Спасителя».], кое почиталось третьими (после Громницы/Сретенья и Сорок/Сорока Мучеников) Закличками Весны. В народе говорили: «На Благовещенье Весна Зиму поборола», чему радуется всё живое: «Красна девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт», и даже само Солнце «играет»; «С Благовещеньем медведь из берлоги встаёт», «Благовещенье – птиц на волю отпущенье». Тако же о сию пору примечали: «На Благовещенье гроза (Первый Гром – Вешнее Перунье) – на тёплое лето». Собственно Благовещенью предшествовали: 12 березозола/марта Феофан Проломи Наст – «На Феофана туман – быть большому урожаю на лён и коноплю»; 17 березозола/марта Алексей Тёплый (Алексей Водотёк) – «Алексей пришёл – ледок поколол», «Алексей – из каждого сугроба кувшин пролей», «Алексей – с гор воды потоки, а рыба с зимовки», «Алексей – выверни оглобли из саней»; 19 березозола/марта Дарья Грязные Проруби (Дарья Поплавиха) – время, с которого начинали белить холсты. Вскоре после Благовещенья отмечалась Матрёна Настовница или Матрёна Полурепница[Полурепницей Матрёну называли оттого, что о сию пору в деревнях отбирали годные репы для посадки, кои составляли «неприкосновенную половину».] (27 березозола/марта) – время схода последнего снежного наста и прилёта пигалиц-настовниц (чибисов).

ИМЕНИНЫ ДОМОВОГО – чествование Домового Хозяина и принесение ему особливых треб… «Православные» христиане отмечали 30 березозола/марта день Иоанна Лествичника, пекли из теста «лествицы для будущего восхождения на Небо» и старались всячески задобрить «бесившегося» до полуночи (либо до первых петухов) Домового.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика