Аша — 22.

Вечером 3 июня 1989 года в Башкортостане, неподалеку от 1710 км. перегона Аша – Улу-Теляк (участок Уфа-Челябинск) произошел разрыв трубы диаметром 700 мм продуктопровода высокого давления Западная Сибирь – Урал – Поволжье. Вырывающаяся из места повреждения газообразная смесь ШФЛУ (широких фракций легких углеводородов) испарялась и смешивалась с воздухом. Облако паров, будучи тяжелее воздуха, стекало в понижения рельефа и ночью достигло полотна магистральной электрифицированной железной дороги.

Продуктопровод «Западная Сибирь — Урал — Поволжье» протяженностью в 1800 км начал эксплуатироваться с 1985 г. Еще при проектировании и при его строительстве выявлялись определенные недостатки, которые серьезно не учитывались при эксплуатации продуктопровода. Продуктопровод диаметром в 700 мм был рассчитан на давление 84 атм., а эксплуатировался в режиме 36-38 атм. Автоматический регулятор давления на насосной станции, расположенный в 200 км от места утечки, был настроен на отключение при повышении давления в 39 атм. и при его понижении до 28 атм. По техническому проекту измерение давления в трассе трубопровода фиксировалось не реже, чем через 90 мин, что сильно способствовало масштабам утечки.

читать далее о катастрофе

Ночью, в 1 час 14 мин местного времени 4 июня 1989 года, в момент прохождения по 1710 километру двух встречных поездов – №211 Новосибирск-Адлер и №212 Адлер-Новосибирск, от искры токоприемника электровоза произошел взрыв скопившейся смеси. Сила взрыва составила примерно 300 тонн в тротиловом эквиваленте. По официальным данным, в поездах следовало 1284 пассажира (в т.ч. 383 — дети) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Истинное же число находившихся в вагонах людей установить было трудно, поскольку среди пассажиров находились дети до 5 лет, на которых билеты не брались.

Взрывом были разрушены 37 вагонов и 2 электровоза, из них 7 вагонов сгорели полностью, 26 — выгорели изнутри, Ударной волной было оторвано и сброшено с путей 11 вагонов. На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлекшая сползание откосной части насыпи до 70 см. Была разрушена на протяжении 250 м рельсо-шпальная решетка, 3000 м контактной сети, 1500 м продольной линии электроснабжения, 1700 м сигнальной линии автоблокировки, 30 опор контактной сети. Длина фронта пламени составляла 1500-2000 м. Зарево было видно за десятки километров.

Пожар мог возникнуть одновременно во всех вагонах, но с различной интенсивностью. Кратковременный подъем температуры в районе взрыва достигал более 1000°С — об этом можно судить по оплавленным зубной золотой коронке у женщины, находившейся в больнице г. Уфы с тяжелейшими ожогами (температура плавления золота 1242°С). Одежда на людях истлевала от жара, не возгораясь, синтетическая одежда плавилась и испарялась.

Три рейса на электровозе с ранеными людьми сделала молодая бригада Сергея Столярова. На станции Улу-Теляк их грузовой поезд пропустил скорый №212 и отправился следом за ним. Через несколько километров увидели взрыв и пламя. Оценив ситуацию, они отцепили и закрепили вагоны и стали на электровозе подъезжать к месту катастрофы. Контактная сеть была оборвана, но уклон от места катастрофы был в сторону Улу-Теляка, и можно было разогнаться, доехать почти до завалов, а потом просто скатиться обратно на участок с целым контактным проводом. Забрав в кабину обожженных людей, Столяров двинулся назад, выгрузил их в безопасном месте и снова вернулся на 1710-й километр. Поднимал на руки детей, женщин, ставших беспомощными мужчин и грузил, грузил…

Место катастрофы расположено в труднодоступном малонаселенном районе. Оказание помощи было весьма затруднено этим обстоятельством. На месте было обнаружено 258 трупов, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах. Всего погибло 575 человек, травмировано — 623.

Через несколько лет на месте трагедии был воздвигнут монумент. Вокруг — аккуратные ряды сосен одинакового 20-летнего возраста — старый лес сгорел в ночь катастрофы. Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги построило новый остановочный пункт – платформу 1710 километра. Теперь все электрички, следующие из Уфы на Ашу, Симскую и Кропачево, делают здесь остановку. Удивительно, но этим было сохранено еще несколько жизней – раньше жители расположенной в трех километрах деревни ходили на электричку по шпалам на ближайшую платформу 1712 км, попадая иногда под поезд на кривой малого радиуса, где видимость весьма ограничена. Теперь они пользуются новой платформой.

У подножья монумента лежат несколько маршрутных досок с вагонов поезда Адлер-Новосибирск. Следуя строго по расписанию, эти поезда никогда не встречались на перегоне Аша – Улу-Теляк. Опоздание поезда №212 по техническим причинам и остановка поезда №211 на промежуточной станции для высадки женщины, у которой начались, роды, привели два пассажирских состава в роковую ночь к этому месту одновременно…

6 комментариев к “Аша — 22.”

  1. Рагнар, возможно ты, будучи тогда еще подростком, не обратил тогда внимания на одно сообщение в тогде еще вменяемых газетах — в одном из вагонов ехал молодой старлей или капитан, уже не помню. Он вытащил из пылающего вагона несколько человек, сам погиб. При вскрытии обнаружилось, что пока он спасал людей, у него почти полностью выгорели легкие! Вот парень был! Потом покатилась гробостройка и про него как-то быстро забыли.

  2. Ничего путного в голову не приходит, ежели что поднять подшивки «Правды» и Советской россии, запрос в Мин обороны наверно слишком сложно. У тебя читаемый журнал, может быть, кто что-то помнит и откликнется, а вдруг и очевидец найдется.

  3. Рагнар, видишь, нашлись люди, помнящие героя! А по подробнее можно? Не худо бы помянуть геройского парня!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика