Восстание в Чугуеве, или опыт военных поселений царской России.

В  столице он — капрал,  в  Чугуеве — Нерон.

Эпиграмма на Аракчеева

После войны с Наполеоном встал вопрос о содержании русской армии в том виде, в котором она сформировалась к концу боевых действий. Россия сосредоточила и мобилизовала огромную армию для войны с Наполеоном, и по окончании войны, необходимо было отвести и демобилизовать войска, и оставить армию мирного времени.

Чтобы полноценно участвовать в политике Европы, необходимо было подкрепление политики конкретным силовым обеспечением, т. е. армией.

В условиях мирного времени содержать армию военного развертывания слишком дорого, тем более что центральная часть российской империи сильно пострадала от армии Наполеона и на восстановление центральных губерний требовались огромные средства.

Поэтому вернулись к идее самообеспечения русской армии путём создания военных поселений, которые бы занимались всем — от строительства поселения до обеспечения себя продовольствием и фуражом, а так же одновременно с этим, занимались ещё и военной подготовкой. Царь поручил разработку военных поселений генералу Аракчееву. Генерал.Аракчеев в сентябре 1814 г. вместе с Александром I выехал из Санкт-Петербурга на конгресс в Вену и провел за границей больше года. Несмотря на занятость, во время конгресса он нашел время, чтобы посетить Австрийскую военную колонию на турецкой границе и подробно расспросить австрийского фельдмаршала князя Шварценберга об их организации. Англичане так же в своих колониях практиковали метод военных поселений. Иностранный опыт решили использовать в российских условиях.

Практика военных поселений наткнулась в России на полное непонимание, как со стороны российского офицерского корпуса, в связи с несвойственными для армейских офицеров задачами, так и среди крестьян. Крестьяне не желали жить солдатской жизнью, под уставом армии. Конечных целей и задач не понимали ни офицеры поселений, ни поселенцы.

Едва ли это была вина офицеров – они были воспитаны в прусской военной традиции и плохо разбирались в том, что не касалось непосредственно их обязанностей.

Уместным было предположить, что поселения приживутся, если крестьяне почувствуют себя хозяевами своей земли, но оказалось, что крестьяне ещё не были готовы к этому.

Статья в уставе, предоставлявшая крестьянину исключительное право на землю, постройки и скот, обязывала крестьянина, и нести ответственность перед военным командованием за содержание хозяйства в хорошем состоянии.

Возможно, дело было в том, что барин, всю жизнь владевший крепостными, не смог увидеть логического противоречия в мыслях крестьян, которые никогда ничем не владели, и сами были собственностью. Реакцией же крестьян на новое мироустройство, в котором они неожиданно оказались, стало непонимание, постепенно переросшее во враждебность.

Солдаты получили привилегию жить оседло со своими семьями, на том же основании, что и крестьяне. Их называли «резервным батальоном», они должны были проводить три дня зимой и два дня летом на военных ученьях.

Каждому крестьянину – домовладельцу были прикреплены два или три солдата из двух действующих батальонов, составляющих остальную часть поселения. Крестьянин обязан был кормить солдат и обеспечивать новым снаряжением в обмен на помощь ему в поле. Весь образ жизни крестьян изменился из–за военных учений, в которых они должны были участвовать. Сплоченные крестьянские общины распались.

В качестве одного из регионов, где проводили этот эксперимент, была Украина. И здесь штаб Аракчеева впервые столкнулся с серьезным сопротивлением, старый уклад жизни был крепок, и обычаи имели силу закона. Многие протестовали, когда казачий полк на реке Буг превратили в поселение кавалерийских войск. Во время приезда Александра I в 1818 г. офицеры не пустили крестьян к нему, запретили даже по традиции встретить императора хлебом–солью, что очень их обидело. 11 июля 1819 года недовольство переросло в открытое восстание и неподчинение властям.

Поводом к бунту послужил спор, как обеспечить полковых лошадей сеном. Вскоре волнения охватили и соседний Таганрогский полк. Местные власти утратили контроль над ситуацией, и Аракчеев поспешил на помощь. Генерала потрясла враждебность крестьян к поселенцам и к нему лично. Аракчеев доложил императору, что кричали бунтовщики: «Не хотим военного поселения. Не хотим служить графу Аракчееву больше, чем императору. Мы хотим уничтожить Аракчеева, потому что мы знаем, когда он умрет, военные поселения исчезнут». По приезде в Чугуев граф Аракчеев устроил судебное разбирательство, в результате которого 275 человек приговорили к смертной казни, затем заменили этот приговор наказанием шпицрутенами – прусским наказанием, применяемым в русской армии. Приговоренных раздели до пояса, привязали к двум ружьям и протаскивали сквозь строй солдат, которые держали длинные березовые прутья. Каждый солдат хлестал прутом по спине бунтовщика. Сначала предполагалось, что каждый из приговоренных пройдет 12 раз сквозь строй из тысячи человек, но Аракчеев решил применить это наказание лишь к сорока зачинщикам, надеясь, что этот ужасный пример заставит остальных раскаяться и попросить пощады. Однако поселенцы были так ожесточены, что наказание не повлияло на остальных заключенных, несмотря на его жестокость и публичность. Многие бунтовщики умерли во время этого наказания. Один солдат, навестивший своих товарищей в госпитале, после того как их прогнали сквозь «зеленую улицу», так это называлось среди солдат, рассказывал: «только по головам можно было догадаться, что это люди, а не разделанное мясо».

Восстание 1819 года в Чугуеве, будучи ответом на безудержную эксплуатацию и жестокие аракчеевские порядки,— одно из многих массовых антикрепостнических выступлений, широко развернувшихся в России.

В условиях нарастания крестьянского движения царское правительство вынуждено было в 1857 году ликвидировать военные поселения, а их жителей перевести в разряд государственных крестьян.

Хозяйство к этому времени пришло в полный упадок, население окончательно обнищало. Уровень медицинского обслуживания, народного образования и культуры был чрезвычайно низкий. Больница на пять коек, открывшаяся в середине XIX века, и амбулатория при ней не могли решить проблему здравоохранения. Восемь школ с небольшим количеством учащихся предназначались прежде всего для детей имущих сословий. Во второй половине XIX века в городе обосновались юнкерское училище и военный госпиталь.

В те годы славилась чугуевская школа живописи. Народных умельцев — художников, резчиков, позолотчиков, иконописцев — объединял казенный «Деловой двор» — хозяйственная организация управления военных поселений.

Резьба по дереву, золоченые оклады, портретная живопись, росписи церквей на Украине, в Воронежской и Курской губерниях, выполненные чугуевскими мастера- мм, пользовались большим успехом. Иконы и портреты, Написанные художниками И. М. Бунаковым, Е. И. Крайненко, И.Н. Шамановым, Л. И. Персановым, Я.Г. Пихтеревым, отличала большая живописная свобода, свежесть и жизненность. Тесно связанные образом жизни, родом своей деятельности с народом чугуевские художники испытывали в творчестве влияние украинского народного искусства, отражали окружающую их реальную жизнь. В Харьковском художественном музее экспонируется портрет З. Ф. Шаверневой, жительницы Чугуева, выполненный И. М. Бунаковым, несколько подписных икон местных живописцев. Произведения Чугуевских мастеров хранятся и в других музеях страны.

В условиях самодержавной России одаренные люди из народа редко вырастали в больших мастеров. В бедности и бесславии умер способный живописец из крепостных П. Стогний, потерял веру в себя и рано скончался уехавший учиться в Петербург «Рафаэль Чугуева»— Л. И. Персанов…

Огромная работоспособность, целеустремленность, вера в свои силы спасли талант И. Е. Репина (1844— 1930), ставшего великим русским художником.

После вступления на престол императора Александра II в южные военные поселения был командирован флигель-адъютант Д. А. Столыпин. Объехав все военные поселения, Столыпин донес, что население округов сильно обеднело: у многих хозяев не было рабочего скота; садоводство, дававшее когда-то значительный доход, пришло в упадок; постройки в округах требовали постоянного ремонта; для обеспечения продовольствия расположенных в военном поселении войск необходимо такое количество земли, что на долю собственного хозяйства поселян оставлялись во многих округах неудобные участки. Как местное, так и главное начальство военных поселений пришло затем к убеждению, что они невыгодны в материальном отношении и не достигали поставленной им цели. Ввиду этого в 1857 г. военные поселения и округа пахотных солдат были упразднены и переданы в управление министерства государственных имуществ, чем и закончилось сорокалетнее существование этого искусственного и чуждого русской жизни учреждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика