Смена социального устройства на Руси.

12 января 1682 года вышел Указ Боярской думы об отмене местничества, т.е. системы распределения государственных постов по степени знатности. Было произведено публичное сожжение разрядных книг.

Одним из пережитков удельной раздробленности Руси являлась существовавшая долгое время система местничества (распределения чинов в зависимости от родовитости), при которой при занятии той или иной государственной должность практически не учитывались деловые качества кандидата, а основным критерием для занятия важной должности служила его родословная. Наибольшим авторитетом пользовались князья Рюриковичи, к которым принадлежала и сама великокняжеская семья. Сами Рюриковичи, после них следующее иерархическое положение занимали Гедиминовичи — потомки Великого князя Литовского Гедимина. К 15 веку в Москве сложилось боярство, верхний слой которого составляли потомки удельных князей, ранее подчиненных Москве. Позиции феодальной знати укрепляла система «кормлений» и «местничества», поскольку именно бояре получали в кормление крупные города и уезды, а бывшие удельные князья часто оставались наместниками в своих прежних княжествах.

Здесь речь идет о системе местного управления, когда наместник (в городах) и волостель (в сельской местности) за управление уездом или волостью жалования из казны не получали, а «кормились» за счет населения вверенной им территории. Два-три раза в год население обязано было поставлять основной «корм» в форме различных продуктов. Дополнительным источником доходов для наместника был суд и известная часть пошлин с торгов и лавок. Взимаемые с населения корма не регламентировались. Институт местничества возник на рубеже XV-XVI вв., как следствие централизации государства и ликвидации удельной системы. В соответствии с этим порядком назначения на военные и государственные должности определялись не пригодностью или способностью человека, а его «отчеством» (знатностью) и положением родни (отца, деда). Получалось, если отцы двух служилых людей находились на совместной службе так, что один из них подчинялся другому, то их дети и внуки должны были находиться в тех же взаимоотношениях. Местничество, с одной стороны, разобщало знать на соперничающие кланы, а с другой — консолидировало, закрепляя за узким кругом знатных фамилий исключительное право на замещение высших постов. С середины XVI в, политический строй Московского государства переживает процесс обновления. Чем же он был обусловлен? Во-первых, произошли изменения в структуре феодального землепользования. Вотчина (безусловная и наследственная собственность на землю) в XVI в. вытесняется поместьем. В отличие от вотчины это были земли, которые получали служилые люди и владели ею до тех пор, пока несли службу великому князю. Поместье нельзя было продавать и дарить, но при условии несения службы сыновьями помещика оно могло перейти по наследству. Во-вторых, с изменением структуры землепользования изменилась и структура феодального сословия. Измельчавшие вотчинники составили многочисленную прослойку поместных дворян. Значение дворянского сословия к означенному времени настолько возросло, что с его интересами должна была считаться любая боярская группировка. В-третьих, с ростом помещичьего землевладения все большая часть крестьян на официальном уровне попадает в зависимое положение. Вместе с тем землевладельцы стремились и самовольно расширить границы своих угодий. Это усиливало социальную напряженность и активизировало выступления крестьян на разбои, перепахивание меж, вырубку господского леса и т. п. Растущие посадские волнения свидетельствовали о необходимости ограничения злоупотреблений бояр-кормленщиков. В 1556 г. была отменена система кормлений и наместнического управления. В уездах с большей долей частного феодального землевладения власть переходила в руки губных старост, избираемых из дворянской среды данного уезда. А в местностях с черносошным населением выбирались земские старосты. Прежние поборы в пользу кормленщика были заменены специальным фиксированным налогом — «кормленным откупом», шедшим в казну. Из этих доходов стала выплачиваться денежная «подмога» служилым людям для выхода на военную службу. Одновременно с отменой кормлений было принято Уложение о службе, определившее точные нормы обязательной службы в царском войске всех феодалов: с каждых 170 га земли «в одном поле» должен был идти в поход один вооруженный человек. Таким образом, уравнивалось положение бояр и дворян в отношении воинском службы. Кроме того, появилось стрелецкое войско в несколько тысяч человек. Стрельцы получали денежное жалование, обмундирование и огнестрельное оружие из казны. Ранние реформы несколько упорядочили систему местничества. Указом о молодых аристократах боярским отрокам до шестнадцати лет позволялось нести государеву службу «не местничаясь». Для определения круга знатных фамилий, которые имели право на местничество, был создан «Государев родословец». Но сам принцип местничества сохранялся: царь мог жаловать дворян «поместьем и деньгами, но не отчеством». К 1555-1556 гг., завершается в целом оформление приказной системы управления. А еще через век местничество было полностью упразднено.

Побудительным толчком послужила война с Турцией, закончившаяся в 1681 г. Бахчисарайским миром, условия которого не могли удовлетворить Россию. Как уже отмечалось, местнические споры особенно пагубно сказывались на ведении боевых действий, и поэтому по окончанию войны царь Федор Алексеевич повелел созвать совещание служилых людей. Поскольку, как говорилось в царском указе, «неприятели показали новые в ратных делах вымыслы», выборные должны были помыслить о том, как «прежде бывшее воинское устроение, которое показалось на боях не прибыльно, переменить на лучшее». Совещание служилых людей возглавил князь Василий Васильевич Голицын. Его предки, как мы видели, готовы были пойти в ссылку и в тюрьму за местнические привилегии, однако князь В. В. Голицын, один из самых просвещенных людей своего времени, видел необходимость преобразований. К тому же разочарование в неудачных для России результатах войны было настолько сильным, что выборные люди, посовещавшись, объявили то, о чем раньше никто не осмеливался заявлять вслух. Служилые люди предложили отказаться от местничества. Сначала речь шла только о военной сфере, но раз высказанная мысль получила свое логическое завершение, и через несколько дней от имени выборных была подана челобитная, в которой ставился вопрос об упразднении местничества вообще.

Царь Федор Алексеевич и его ближайшее окружение были готовы к такому повороту событий и поощряли его. Поэтому без дальнейшего промедления 12 января 1682 г. было назначено чрезвычайное заседание Боярской Думы и Освященного собора. В своей речи царь осудил местнические споры, «от которых в прежние времена в ратных, посольских и всяких делах происходила великая пагуба», еще резче отозвался о местничестве патриарх. Царь обратился к Боярской думе с вопросом, как поступить с челобитной служилых людей об отмене местничества, и бояре отвечали, чтобы великий государь указал учинить по прошению «во всяких чинах быть без мест». После этого ответа Федор Алексеевич велел принести и сжечь разрядные книги, на которые ссылались участники местнических споров. В передних дворцовых сенях разложили огонь, и разрядные книги запылали. Их сожжение сопровождалось словами: «Да погибнет во огни оное богоненавистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее местничество и впредь да не воспомянется вовеки

Доблесть предков — повод не к гордости, а к стремлению быть достойным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика