Книгочейство (июнь-июль)

Настолько увлекся чтением, что чуть не забросил отчеты. На этот раз интервал не месяц, а почти полтора, поэтому и накопилось чуть больше прочитанного. Скажу так — я качусь по наклонной плоскости и достиг дна. В том смысле, что начав в этом году чтение с исторической литературы периода Наполеоновского нашествия и Отечественной войны, я плавно скатился сначала к Древнему Шумеру, но не остановившись рухнул дальше в самую низину архея. За что хочу поблагодарить товарища Дира, которого я не зря позвал в «Клетку» и который между делом обмолвился об интересных книгах А.Маркова. Как и хотел, с прошлого раза продолжил знакомство с нефантастическим творчеством А.Азимова. Две его книги одинаково интересны, несмотря на то, что в «Истории Англии» есть некоторые неточности, которые не являются существенными для популяризации предмета истории. Через чтение книги «Древний Восток» загорелся найти и прочитать что-либо по истории и культуре Шумера. Ну потому что. Нашел сначала Емельянова, который пишет замечательным и доходчивым языком, а через него по источникам — С.Крамера, которого я сейчас как раз дочитываю. Язык и манера изложения у него несколько иная (учитывая перевод), но фактология весьма примечательная и, зачастую не пересекающаяся с книгой Емельянова. Особняком стоит книга «В начале» Азимова, в которой он рассматривает «научность» Библии как источника и весьма педантично. Я бы поставил эту работу по воздействию в один ряд с книгой Таксиля, но с той разницей, что Азимов не глумится, а с академической скупостью выверяет что к чему и почем.  В перерывах между чтением А.Маркова я отвлекался на Грекулова, в частности ещё две его работы, где он рассматривает негативную роль духовенства в культуре и просвещении. Прошу обратить внимание — именно духовенства, а не христианства как религии. Работы основаны на вычленении довольно известных фактов, в большинстве своем последних предреволюционных лет, по объему и новизне не отличаются в лучшую сторону. Вся информация, изложенная в них имеется в разбросанном виде на куче информационных ресурсов, которые уже давно ее растиражировали в огромном количестве. И, в завершении, еще раз вернусь к работам лауреата 2011 года главной в России премии в области научно-популярной литературы «Просветитель» Александра Владимировича Маркова. В его работах я окунулся в тот мир науки, в котором бы обязательно стал специалистом, если бы… В детстве мама была у меня учителем биологии по первому образованию, одну из первых книг, которую я прочел — это огромный томище «Биология», здоровая книга толщиной с мою тогдашнюю голову, в которой я впервые узнал о эволюции, выучил наизусть геохронологическую таблицу, которая начиналась с катархейской эры и безоговорочно влюбился в палеонтологию. А узнав, что указанный автор — доктор биологических наук и ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН я воспрял непреодолимым желанием изучить все, что он написал. По первому впечатлению могу сказать, что премия получена человеком совершенно заслуженно — степень доходчивости изложения материала, его полноты и формы подачи на самом высоком уровне. Эволюцию человека в двух томах настоятельно рекомендую к чтению.

Айзек  Азимов |БЛИЖНИЙ ВОСТОК |Айзек  Азимов |История Англии. От ледникового периода до Великой хартии вольностей Азимов Айзек "В начале" |Владимир Владимирович Емельянов |Древний Шумер. Очерки культуры

|Ефим Фёдорович Грекулов |Православная церковь — враг просвещения |Ефим Фёдорович Грекулов |Нравы русского духовенства А. В. Марков |Происхождение и эволюция человека. Доклад в Институте Биологии Развития РАН 19 марта 2009 г.

Александр Владимирович Марков |Эволюция человека. Книга 1. Обезьяны, кости и гены Александр  Марков |Эволюция человека том 2 Обезьяны нейроны и душа 2011 Александр Владимирович Марков |Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня |Сэмюэл Н Крамер |История начинается в Шумере

Как обычно: под катом — некоторые цитаты из указанных книг. В дополнение по-прежнему прошу ваших рекомендаций на чтение полезной литературы в области истории, психологии и других дисциплинах.

 |Айзек  Азимов |БЛИЖНИЙ ВОСТОК

|Пришествие коня

Языки хурритов и хеттов, пришедшие с севера, не были семитическими, и зародились они на юге, в Аравии. Хурритский язык не имеет четких связей с другими языками, но хеттский имеет грамматическую структуру, связанную почти со всеми языками современной Европы и части современной Азии, вплоть до Индии. Вся эта семья языков известна ныне под названием «индоевропейские».

|Айзек  Азимов |История Англии. От ледникового периода до Великой хартии вольностей

|Глава 5 Триумф саксов. Через океан

Викингов гнала на запад политическая обстановка у них дома. Норвежский конунг Харальд Прекрасноволосый, получивший власть около 860 г. и правивший, если верить источникам, невероятно долго — почти семьдесят лет, прибрал к рукам всю страну, а непокорных вынудил бежать. Один из таких изгнанников, норвежец Ингольф, сын Арна, в 874 г. высадился в Исландии, на острове, лежащем в 650 милях к западу от Норвегии и в 500 милях к северо-западу от северной оконечности Британии. Ингольф не был первооткрывателем. Некоторые полагают, что Пифей из Массалии, греческий мореплаватель, за двенадцать веков до этого видел остров и назвал его Туле. Разумеется, этого нельзя сказать с уверенностью. Пифей, судя по всему, обогнул Британию, и, скорее всего, его Туле — это Шетлендские острова, расположенные в 125 милях на северо-востоке от Британии.

|Айзек  Азимов |В начале

|Глава 2.

Более 4000 лет назад разработали лунный календарь народы, населявшие Междуречье. К появлению новой луны, отмечавшему наступление нового месяца, был приурочен религиозный праздник, и, естественно, другие фазы Луны также не прошли незамеченными. Впервые словом «шаббат» («саббату» – на языке древней аккадской цивилизации, распространившей свое влияние на территорию Междуречья в третьем тысячелетии до новой эры) был назван день полнолуния. Слово перешло к жителям соседних земель, и до вавилонского плена в израильском государстве полная Луна (шаббат) и новолуние отмечались как равнозначные по важности события.

|Владимир Владимирович Емельянов |Древний Шумер. Очерки культуры

|Древний Шумер. Очерки культуры. Введение

Шумерская астрономия и математика были точнейшими на всем Ближнем Востоке. Мы до сих пор делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы, минуты и секунды в шестидесятках — так, как это впервые стали делать шумеры. Мы называем созвездия их шумерскими именами, переведенными на греческий или арабский язык и через посредство этих языков попавшими в наш. Известна нам и астрология, вместе с астрономией впервые появившаяся в Шумере и на протяжении столетий не утратившая своего влияния на человеческий разум.

|А. В. Марков |Происхождение и эволюция человека. Доклад в Институте Биологии Развития РАН 19 марта 2009 г.

|Достижения палеоантропологии

Нынешняя ситуация, когда существует только один вид Homo sapiens не является типичной. Она сложилась сравнительно недавно. Например, еще 40-50 тысяч лет назад на земле одновременно существовало, по-видимому, целых четыре вида людей: современный человек, неандерталец, реликтовые эректусы в Восточной Азии и карликовые люди с острова Флорес. Есть основания полагать, что сокращение разнообразия гоминин было связано с конкурентным вытеснением архаичных видов более продвинутыми, и в первую очередь современным человеком.

|Александр Владимирович Марков |Эволюция человека. Книга 1. Обезьяны, кости и гены

|ГЛАВА 3. ОТ ЭРЕКТУСОВ К САПИЕНСАМ. Дырявых ракушек становится больше, но не…

В период от 80 до 60 тыс. лет назад произошло сразу несколько событий, сыгравших важную роль в развитии человечества. В это время происходили крупные миграции Homo sapiens в Африке, тогда же человечество распространилось за пределы родного континента и заселило юг Азии. В тот же период наши предки прошли через «бутылочное горлышко» — период резкого сокращения численности (может быть, их осталось всего около 15 тыс.). Это было связано, вероятно, с чудовищным извержением вулкана Тоба на Суматре, которое произошло 74 тыс. лет назад. Это была катастрофа не в пример нынешним: весь полуостров Индостан был засыпан толстым слоем вулканического пепла, атмосфера в течение нескольких лет едва пропускала солнечные лучи, что привело к сильному похолоданию (эффект ядерной зимы). И все же сапиенсы выжили, причем не только на своей родине в Африке, но, возможно, и в Индии, куда они уже успели к тому времени добраться (подробнее см. в главе «Великое расселение сапиенсов»).

|Александр  Марков |Эволюция человека том 2 Обезьяны нейроны и душа 

|ГЛАВА 4. ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОЗГ. Когнитивный взрыв

Любопытно, что в модели Гаврильца и Воуза сложные мемы неизменно вытесняются из культурной среды более простыми, несмотря на то что первые сильнее повышают репродуктивный успех самцов. Здесь сказывается то обстоятельство, что культурная эволюция идет быстрее биологической, и поэтому «корыстные интересы мемов» берут верх над «корыстными интересами генов». Простые, хоть и менее полезные мемы побеждают в конкурентной борьбе за место в памяти самцов, потому что легче выучиваются. Они быстрее распространяются в культурной среде в течение коротких (социально значимых) отрезков времени. Более сложные мемы приносят больше пользы своим носителям, но это проявляется только на более длительных (биологически значимых) отрезках времени. В итоге культурная среда модельной популяции стечением времени наполняется множеством малоэффективных, но зато простых и доступных хитростей, тогда как высокоэффективные, но сложные навыки вытесняются и забываются. Модель также предсказывает, что по мере насыщения культурной среды простыми мемами может произойти эволюционное движение вспять, в сторону поглупения (если «цена» мозга достаточно быстро растет с увеличением его объема). Пока в среде не очень много мемов, интеллект резко повышает конкурентоспособность. Однако преимущества высокого интеллекта сглаживаются, когда среда насыщается легкодоступными мемами. Эволюционная редукция интеллекта может иметь место и в том случае, когда зависимость репродуктивного успеха от количества усвоенных мемов становится слабее (то есть когда число потомков, оставленных самцом, мало зависит от количества хитростей и навыков, им усвоенных). По мнению авторов, в современном человечестве наблюдается и то и другое. Поэтому есть все основания ожидать, что если сейчас в человеческой популяции и происходит эволюция разума, то направлена она не в сторону поумнения, а как раз наоборот.

|Александр Владимирович Марков |Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня

|ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

(Нужно помнить, что эволюция на микроуровне — изменение ДНК отдельных организмов — далеко не всегда ведет к эволюции на макроуровне, то есть появлению новых видов. Напротив, видам часто приходится прикладывать колоссальные микроэволюционные «усилия» именно для того, чтобы остаться самими собой. Получается своеобразная эволюционная диалектика: чтобы сохранить собственную идентичность, вид должен иметь динамично меняющийся генофонд). То же самое можно сказать и о геномном импринтинге, хотя в данном случае наследственные изменения недолговечны

|Ефим Фёдорович Грекулов |Нравы русского духовенства

|«Особые стяжания»

Из грамоты 1606 года узнаем, что в Вознесенском Богословском монастыре монастырскими средствами монахи распоряжаются очень оригинально: «В монастыре они в казне денег не держат; кто что даст вкладу, им откуда какие деньги привезут, и они делят по себе, и от того богатеют, и книг приходных и расходных не держат, чтобы и не по чему было считать; а хлеба что упашут, и раздают своим же посестрием и детем… (деньги) скопили крадучи из монастырского дохода, и отдают в рост в кабалы из ростов, а в монастыре строения никакого нет, а церковь и трапеза развалились, ни служб ни келий нет, а и строить некому»[98]. Грамота 1613 года указывает, что игумен Иона закончил разорение Переяславского монастыря, разоренного поляками во время смуты, а «что было осталось образов и прикладов, риз и книг, а то все игумен пропил и сам из монастыря сшел».

|Ефим Фёдорович Грекулов |Православная церковь — враг просвещения

|Глава I. Союз самодержавия и православия против просвещения

Программу помещиков-крепостников в деле народного образования выразил министр народного просвещения в адмиральском мундире Шишков. Он считал, что все младшее поколение литераторов, начиная с Карамзина, безбожно и во всех отношениях вредно. Как говорили современники, у Шишкова был такой девиз: «слепо веруй и ничего не знай, ничего не понимай, ни о чем не рассуждай». В речи, произнесённой перед работниками министерства, с одобрения присутствовавшего при этом Александра I, Шишков заявил: «Науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются в меру, смотря по состоянию людей и по надобности. Обучить грамоте весь народ или несоразмерное числу оного количество людей принесло бы больше вреда, нежели пользы».

|Сэмюэл Н Крамер |История начинается в Шумере

|История начинается в Шумере. 6. Гражданская война в шумере Первый…

древние шумерские «историки» сообщали в своих посвятительных надписях не только о сражениях и войнах, но также о наиболее значительных событиях общественного и экономического характера. Глава 7 посвящена одному из таких документов, бесценных для истории общественных отношений. Это отчет современника о социальных реформах, в котором, в частности, говорится о весьма значительном снижении налогов в Лагаше, последовавшем примерно через тридцать лет после смерти Энтемены. В нем впервые в истории человечества встречается слово «свобода» (по-шумерски — «амарги»).

Все отчеты о книгах по соответствующему тегу «книги«

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика