Путешествие: «Киев – город контрастов». Часть III.

Первая часть: d-pankratov.ru/archives/6846
Вторая часть: d-pankratov.ru/archives/6882

Вот, собрался. Третья часть посвящена августовской жаре и музеям Киева. Тем немногим, которые мы успели посетить.

Итак, в один из солнечных дней, когда на термометре сиротливо соседствовали цифры «4» и «0», мы решили обратить свои взоры на музейную прохладу. До первого места – самого знаменитого в историческом плане, сугубо, на мой взгляд, мы дошли вполне уверенно, на запасе всего лишь одного литра холодного кваса. Квас, к слову, в Киеве весьма разнообразен и хорош. Лучшие сорта, которые я пробовал это – «Хлебный» и «Ярило». Остальные уже на любителя. Так вот это место – «Золотые ворота». Смотрятся они, несмотря на реставрационные работы впечатляюще. Веет от них стариной былинной и мощью. Обошли вокруг, осмотрели памятник Ярославу Мудрому, держащему на ладони храм Святой Софии. За эту композицию данный памятник местные жители назвали «мужик с тортом». Памятник открыт в 1997 году и с тыльной стороны его есть три отпечатка ладони скульпторов, которые работали над ним. Находясь на самой вершине одного из Киевских холмов, сия композиция окружена небольшим сквером со скамейками, где удобно присесть и отдохнуть от жары и суеты. Квас там, опять же есть, но дороже, чем в начале улицы в полтора раза. Туристическое место, что вы хотите.

Бродя по старинным улочкам города, мы не могли пройти мимо Софийской площади, куда собственно и указывал Ярослав Мудрый. Так что шли мы, фактически по указу Великого князя. Там на этой площади, как ни странно, расположен и Софийский собор со своей знаменитой колокольней. Территория собора располагает к прогулкам и отдохновению, не смотря на платный вход. Сам собор на своих стенах имеет фрагменты древних участков стен, не тронутых последующими реконструкциями. Сделано это очень красиво с точки зрения музейной и исторической эстетики. Некоторое количество мам с колясками прекрасно дополняло композицию территории. Естественно, когда оказалось, что можно залезть на колокольню я отказаться не смог. Вот Весна не полезла. Собственно говоря, правильно, ибо там, не смотря на то, что высота не такая уж и высотная, ощущения не из самых легко переносимых для акрофобов. Особенно последняя лесенка, которая сделана с низкими перилами и крайне узкими ступенями. Я там задержался довольно долго, обсматривая окрестности со всех сторон. Красота необыкновенная. Обязательно залезьте!

Спустившись вниз, мы пошли к памятнику Богдану Хмельницкому, что стоит на той же Софийской площади. Торжественно открыт 11 июля 1888 года на Софийской площади в Киеве в рамках празднования 900-летия Крещения Руси. Городская легенда рассказывает, что когда монумент уже занял своё место, оказалось, что конь очень невежливо повёрнут хвостом к Михайловскому Златоверхому собору. Поэтому постамент был развёрнут, и гетманская булава, которая, по замыслу, должна была угрожать Польше, оказалась направленной куда-то в сторону Швеции. А вот на Москву, вопреки другой распространённой легенде, Богдан не указывал никогда. О московской ориентации памятника напоминали разве что плиты с надписями на постаменте: «Хотим под царя восточного, православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия». В 1919 и 1924 годах они были заменены на «Богдан Хмельницкий. 1888». Эта надпись осталась и по сей день. Выглядит Богдан внушительно и уверенно. Поддавшись его уверенности, мы пошли на Швецию. В смысле туда, куда он указывал. А чего, Ярослав вон хорошее место указал, чего бы и Богдана не послушать?

На пути в Швецию мы наткнулись на … чур Перуна! Установленный в незапамятные времена, сей кумир, спустя 1021 год вернулся на свое место. Он был установлен 24 августа 2009 года. Вокруг него было много перипетий и склок, но он устоял и стоит, олицетворяя древнее начало и стержень истории земли Киевской. Вокруг Перуна на траве на почтительном удалении (никого у подножия) расселись и разлеглись отдыхающие приезжие и местные жители. Воспользовавшись этим, мы подошли поближе, принесли требы и сфотографировались на память добрую и долгую. Надеюсь, что сие культовое место сохранится и станет очередной жемчужиной в коллекции исторических достопримечательностей славного града Киева. Сделан чур добротно, если не вандалить, то простоит очень и очень долго. Атмосфера рядом с ним особенная, отличается от остального города так, что закрыв глаза можно представить древние времена, когда Киев еще только расцветал во всей своей красе.

И вот, он! Тот самый Национальный музей истории Украины, куда, собственно говоря, нам и указывал Богдан Хмельницкий. Друзья мои, я много слышал о нем и вот тот самый миг, когда с полуденной жары мы вступаем под его прохладные своды! Колоннады и высокие своды – все внушает уважение в самом здании. Мы, затаив дыхание, начали осмотр… И вот, первый этаж, левый флигель – древняя история… и все… Товарищи! Мы прошли все этажи и ознакомились со всеми экспозициями, но смею вас заверить, что я был крайне разочарован их количеством. Киев – мать городов русских, имеющий историю древнейшую и обьемнейшую, достоин большего. Поверьте, все экспозиции оформлены на пять с плюсом. Все они интересны, все они в прекрасном виде, но их количество, а особенно в отделе древней истории крайне, непростительно малО! Я понимаю, что это Национальный музей, что он сам по себе уже история, но быть такого не может, чтобы Украина не нашла для себя возможностей выразить всю красоту своей древней истории более полно и подробно, нежели чем здесь. Даже половецкие каменные бабы при входе в музей были обескуражены отсутствием места для себя внутри здания. Я обязательно рекомендую посещение данного музея для всех туристов, но прошу не обольщаться, ибо периоду 1900-1920 годов в музее нашлось больше места, чем самому истоку Киевской Руси.

Не помню, какая статуя нам, куда показала из музея, но пошли мы вскоре после его посещения в Киево-Печерскую лавру. Приехали мы туда на машине, ибо жара была уж больно сильная. Один из старейших монастырей Руси, сие место живописно расположено на берегу Днепра и внушает уважение своей древней красотой и благолепием. Территория его огромная по сравнению с другими архитектурными комплексами города. Верхняя и нижняя часть весьма сильно различаются по высоте над уровнем Днепра, и лучше было бы начать осмотр с верхней части, но мы попали сначала вниз. Было желание осмотреть Ближние и Дальние пещеры. Каюсь, запрета на фотосъемку не увидел сразу и сделал пару снимком без спроса. Потом понял, что снимаю только я один и перестал. Внутреннее пространство пещер, хотя их вернее назвать внутренняя узость пещер, на многих действует угнетающе. Однако мне лично, показалась эта скованность пространства, напротив, умиротворяющей и успокаивающей. Люди шли нескончаемым потоком, гуськом друг за другом. Так как свечи мы забыли взять при входе, то старались не отрываться от коллектива. Однако порой попадали в переулки, где свет впереди идущих терялся, и мы оказывались наедине с темнотой. Если вам интересны ощущения, то достаточно пройти один раз, а если ознакомится подробнее, то нужно идти с экскурсией не торопясь и обстоятельно.

Верхняя часть Киево-Печерской лавры светлая и жизнеутверждающая. В центре большой площади находится громадный дуб (ибо, ну куда же святое место без дуба). Осмотрев ее всю, мне лично, стало понятно, что зимой вся эта территория наполняется совершенно иной и по-своему замечательной атмосферой, которая также была бы интересна для ознакомления. Не прошли мы мимо и могилы Петра Столыпина, которая была снесена в 1960-х годах (место могилы заасфальтировали), но восстановлено на прежнем месте в 1989 году. История говорит о данном событии так: В марте 1962-го по каналам советской разведки Хрущеву поступила информация, что в Киев должны прибыть американские туристы семейства Бок, коими были дети и внуки Петра Аркадиевича по линии его дочери Марии. Все это, по мнению Хрущева, должно было стать политической провокацией на фоне 100-летия со дня рождения Столыпина. Решение было в «хрущевском стиле» — надгробие снять, могилу заасфальтировать, а американским туристам объявить, что на территории Киево-Печерской лавры могилы Столыпина нет…  Был и еще один нюанс – день юбилей Столыпина приходился на день рождения самого Никиты Сергеевича, ведь они родились, соответственно, 14 и апреля. Такого провокационного подарка Хрущев принять бы не смог…

И вот, музейные посещения практически завершены и остаток дня мы проходили в прохладе аллей и скверов, коими Киев богат весьма. Улочки его, зачастую без всякого мановения волшебной палочки совершенно спокойно вырывают тебя из атмосферы 21 века и окунают в век 20 и 19. И, что самое главное, воспоминания об этих веках, запечатленные Киевом остались только самые лучшие. Тишина. Уют. Покой. Маленькие булочные в старых домах. Кафе, с выходом на террасы и столики на улице. Не спешащие прохожие и уступающие дорогу авто. В завершении этого обзора хотел бы сказать, что туристам лучше всего посещать музеи по будням, когда не так много людей во всех залах. В выходные дни — экскурсии из других городов и стран могут составить дикую конкуренцию вашему приобщению к миру прекрасного в ограниченном музейном пространстве.

Продолжение следует. Вас ждет отчет о ночном Киеве и визите в Боярку!

Фото целиком будут выложены всем пакетом после окончания описательной части.

Один комментарий на “Путешествие: «Киев – город контрастов». Часть III.”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика