Воссоединение Русского народа.

В 1653 году польскому королю Яну Казимиру удалось собрать и направить большую армию на Украину, истощенную шестилетней войной, набегами татар и неурожаями. В этот решающий исторический момент 1 октября 1653 г. Земский собор в Москве во главе с царем Алексеем Михайловичем принял решение о воссоединении Украины с Россией и объявлении войны Польше. С этого момента история одного Русского народа, разделённого границей разных государств снова была единой.

Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией

1 октября 1653 г.

«… А ныне писал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское с посланцом своим с Лаврином Капустою, что король с  войсками своими на Украину идет. И они, не хотя монастырей и церквей божиих и християн в  мучительство  выдать, бьют  челом, чтоб государь  его  пожаловал,  войска свои вскоре послать к ним велел.  А будет он,  великий государь, и ныне над ними,  православными  християны,  не  зжалится,  как  они у него, государя, с плачем милости просят, а иноверцы те их нечто разорят и  под себя подобьют, то они волю их чинити по нужде будут. А запорожской посланец Лаврин Капуста говорил: приказывал да с ним гетман  Богдан Хмельнитцкой,  а велел государю бити челом,  чтоб государь велел прислать в Киев и в-ыные городы своих государевых воевод, а с ними ратных людей, хотя с 3000 человек, и то для тех же государевых воевод, а у гетмана де людей много. Да к нему ж де хотел быть крымский хан с ордою, а иные татаровя уж и пришли и стоят под Белою Церковью. Да к гетману ж де присылал турской салтан а обоз в Борки посланца своего,  зовучи ево к себе в подданство. И гетман де ему в том отказал, а надеетца на государеву милость. А будет государь его и не пожалует, принять не велит, и он в том учнет свидетельствоватца богом, что он о том у него, государя, милости просил много, а он, государь, его не пожаловал,  а с королем де у них миру отнюдь не будет, а учнут против его стоять. Да в вестях объявилось, что люди их черкасские с польскими людьми в подъездах двожды сходились и бились, и им де посчастилосъ и много языков поляков поимали. А литовской де гетман Радивил говорил: будет они с Войском Запорожским ничего не учинят, и они тотчас с ними помирятца и пойдут на государеву землю войною.

И выслушав, бояре приговорили: за честь блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и за честь сына его государева, великого государя царя и великого князя  Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против польского короля война весть. А терпети больше того  нельзя, потому что многие годы в королевских грамотах и в порубежных листех писали их государские  имянованъя  и  титлы  мимо  вечного докончанья и посольского договору, со многою пропискою.

А по посольским договором, и по ответным письмам, и по своей соймовой констытуцыи во многие годы  исправленья  не  учинили,  И видя  королевские  подданные такое неисправленье и злым людем за вины их неуимство от того не престали, и с порубежных  городов капитаны их и наместники в государевы  порубежные  городы  к воеводам во всех годех государево имянованье  и  титло  писали  с пропискою.  И  при  государевых послех,  при боярине князь Борисе Александровиче Репнине с  товарыщи,  исправленья  не  учинили  и называли  то  дело – государскую честь – малым делом,  и смеяся и поставили ни во что,  и отпустили государевых послов без дела,  и тем оне вечное докончанье нарушили.

А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском  бояре и думные люди приговорили,  чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Руси изволил того гетмана Богдана   Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные  християнские  веры  и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая на православную  християнскую  веру  и  на  святые  божии  церкви востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой  и  все  Войско  Запорожское,  присылали  к  великому государю  царю  и  великому  князю Алексею Михайловичю всеа Руси бити челом многижда,  чтоб он, великий  государь, православные християнские  веры  искоренить  и  святых божиих церквей разорить гонителем  их  и   клятвопреступником   не   дал   и   над   ними умилосердился,  велел  их  приняти  под  свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою  государскую высокую  руку  приняти не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и  святых  божиих  церквей  в  них вступился,  велел их помирити через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.

И по государеву указу,  а по их челобитью государевы великие послы  в  ответех  паном  раде говорили,  чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы  помирились,  и  православную християнскую  веру  не  гонили,  и церквей божиих не отнимали,  и неволи им ни в чем не чинили,  а ученили  б  мир  по  Зборовскому договору…»

Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.3. Акты Земских соборов. Отв. ред. А.Г.Маньков. М., Юридическая литература, 1985., стр. 455 – 457.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика