Книгочейство: октябрь.

Книгочейство за октябрь у меня носило  характер некоторой разрозненности. Хотелось прочесть и художественной литературы и, в то же время все так же явствовало желание получать дополнительные знания по истории. Поэтому в этот месяц все прочитанное можно разделить на три категории: художественные произведения, научные труды и небольшие статьи. Надо отметить, что далеко не все книги я изучаю настолько досконально, чтобы считать себя специалистом в вопросе, который в них рассматривается, но большая часть из них остается у меня в виде цитат и выдержек, которые время от времени возвращают меня к прочитанному и способствуют дальнейшему углубленному изучению того вопроса, который меня привлек.

  1. Обручев Владимир Афанасьевич | Плутония
  2. Обручев Владимир Афанасьевич | Происхождение гор и материков
  3. Есенин Сергей Александрович | Яр
  4. Муравьев Владимир Брониславович | Во времена Перуна
  5. Владимир Михайлович Соловьев  | Древние славяне. Таинственные и увлекательные истории о славянском мире. I–X века
  6. Трубачев Олег Николаевич | История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя
  7. Мария Гимбутас | Славяне. Сыны Перуна
  8. Мария Гимбутас  | Балты: Люди янтарного моря
  9. Максим Иванович Жих | Ранние славяне в Среднем Поволжье
  10. Белова Ольга Владиславовна | Славяне и евреи о «своих» и «чужих» календарных праздниках
  11. Гумилев Лев Николаевич | Несторианство и Древняя Русь
  12. Гумилев Лев Николаевич | Древняя Русь и ее соседи в системе международной торговли и натурального обмена

Плутонию я решил прочитать, когда обнаружил ее в списке Романа Душкина, который и сподвиг меня на систематизацию прочитанного. Оказалось, что я в детстве пропустил это произведение и наивно полагал, что Обручев написал только «Земля Санникова». Получил море удовольствия от частички детства. Заодно решил прочесть и его научно-познавательный материал о геологии.

Что касается «Яр» Есенина, то на него меня натолкнуло желание узнать мироощущение поэта в прозе. Скажу честно — одно из самых тяжелых произведений, что я прочитал. В плане безысходности и, в то же время обреченной решимости оно превосходит все остальные. Вгоняет в депрессивное состояние. Можно было понять поэта, который писал такие вещи и тянулся к самоубийству.

«Во времена Перуна» — историческая повесть о начальном этапе образования государства на Руси в IX веке. Больше, конечно, художественная, но написана хорошо, а потому читал с удовольствием.

«Древние славяне. Таинственные и увлекательные истории о славянском мире. I–X века.» — эта книга написана в замечательном формате «дельно и для всех». По сути, если бы историки писали книги в таком формате, то это было бы лучшим средством популяризации науки. Есть и некоторые замечания или «несогласия» с изложенным у меня, но … я их опущу. Хотелось также обратить внимание на то, что изложение истории южных и северных славян по отдельности в отрыве друг от друга несколько снижают восприятие материала.

Владимир Михайлович Соловьев | Древние славяне. Таинственные и увлекательные истории о славянском мире. I-X века | Славянский мир. Люди и божества
Интересно, что в качестве искупительной жертвы в некоторых средневековых источниках (в том числе русских летописях) упоминаются «проштрафившиеся» жрецы. На них возлагалась миссия обращаться к соответствующим божествам и вызывать в нужное для земледельческого цикла время дождь. Если долгожданная влага не проливалась с небес и продолжала свирепствовать засуха, волхвы, как нерадивые «делатели дождя», держали перед родом-племенем ответ, и именно их, чтобы умилостивить разгневанных богов, принимали решение принести им в жертву. Случалось такое нечасто. Какие бы россказни ни распространяли о славянах германские и прочие хронисты, человеческие жертвоприношения были, конечно, исключением, а не правилом.
Трубачева в этом произведении я просто порвал на цитаты, которые буду перечитывать еще множество раз. Книга не из легких, я начал читать ее давно, но результат в виде полученных знаний — один из самых впечатляющих. Рекомендую.
Мария  Гимбутас — автор которого должен проштудировать любой человек, который увлекается историей славян. Однозначно. Ее вполне понятный перекос с сторону «балтской» обособленности совершенно не мешает восприятию материала. Особенно после историко-археологических материалов Седова.
Мария  Гимбутас |Балты. Люди янтарного моря | Глава 8 ДРЕВНЕЙШИЕ ВЕРОВАНИЯ БАЛТОВ
К жрецам, которыми становились избиравшиеся народом старики, обладавшие специальными знаниями, относились с особым уважением. В источниках XVI века говорится, что их считали отмеченными богами, приравнивая к христианским епископам. В 1326 году Петр из Дуйсбурга писал, что в селении Ромува прусской провинции Надрува проживал могущественный знахарь по имени Крив, которого народ считал святым. Его влияние распространялось не только на Надруву, но и на всю Литву, Курляндию и Земгале.
Как единственный отмеченный в записях святой, Крив пользовался уважением правителей, знати и простых людей, его власть распространялась на все балтийские земли во время войн с Тевтонским орденом. Вряд ли такие могущественные жрецы могли существовать в ранние периоды, усилению их влияния в XIV веке, скорее всего, способствовала угроза вытеснения старой религии христианством. Среди балтийских народов не зафиксирована теократия (духовная власть), политическая власть находилась в руках правителей. Однако языческая религия оказалась универсальной и глубоко повлияла на все сферы жизни.
Мария  Гимбутас | Славяне. Сыны Перуна | Глава 8 РЕЛИГИЯ. Боги и их функции
Нет никакого сомнения в том, что славяне были солнцепоклонниками, на это указывает и арабский путешественник X в. аль-Масуди. Он пишет, что у славян был даже храм с раскрывающейся крышей и пристройками, из которых наблюдали восход.
Мертвых хоронили, повернув их головы на восток или ориентировав их глаза или лицо в этом направлении. И спать рекомендовалось повернув голову на восток. Приветствия и молитвы поднимающемуся или заходящему солнцу известны в Южной Польше, Белоруссии и на Украине. Поклонение солнцу как божеству вошло и в христианский культ. Известен обычай, распространенный среди лужицких славян в Восточной Германии, входя в церковь, повернуться и приветствовать восходящее солнце.
В книге Максима Жиха я также подчерпнул немало интересных сведений из древних источников:

Абу Сайд Гардизи сообщал, в частности, в царствование газневидского султана Абд ар-Рашида (1050–1053) следующее: «Причина объединения киргизов под властью своего начальника была следующая. Он происходил из славян и был одним из славянских вельмож; когда он жил в стране славян, туда прибыл посол из Рума; этот человек убил того посла. Причиной убийства было то, что румийцы происходят от Сима, сына Ноя, а славяне – от Яфета». И далее:

«[Итак], тот начальник в споре убил посла и по необходимости должен был покинуть страну славян. Он ушел оттуда и пришел к хазарам; хазарский хакан хорошо обращался с ним до своей смерти. Когда на престол сел другой хакан, он обнаружил нерасположение к пришельцу; тот был вынужден удалиться, ушел и пришел к Башджурту. Этот Башджурт был одним из хазарских вельмож и жил между владениями хазаров и кимаков с 2000 всадников. Хазарский хан отправил к Башджурту человека, требуя, чтобы он прогнал славянина; тот поговорил об этом со славянином; славянин отправился во владения… с которыми он находился в родстве (выделено мною – К. П.). По дороге он прибыл в одно место между владениями кимаков и тугузгузов; хан тугузгузов поссорился со своим племенем и рассердился на них; [многих из] них убили; [остальные] рассеялись и по одному или по два стали приходить к славянину.

Он всех принимал и оказывал им добро, так что их набралось много. Он послал человека к Башджурту, заключил с ним дружбу и этим усилился; после этого он произвел нападение на гузок>многих из них убил, многих взял в плен и собрал много денег, частью благодаря грабежам, частью благодаря пленным, которых он всех продал в рабство. Тому племени, которое собралось около него, он дал имя киргиз. Когда известие о нем пришло к славянам, многие из них пришли к нему со своими семействами и имуществом, присоединились к другим и вступили с ними в родство, так что все слились в одно целое. Признаки славянского происхождения заметны в наружности киргизов, именно красные волосы и белая кожа» (Бартолъд В. В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью 1893–1894 гг. //Бартолъд В. В. Сочинения. В 9 т. Т. IV. М., 1966).

Ольга  Белова | Славяне и евреи о «своих» и «чужих» календарных праздниках
Приведем один из народных вариантов этого популярного сюжета (запись была сделана в Нежинском уезде), попутно обратив внимание на некоторые его этнолингвистические особенности. Основу рассказа составляет «состязание» еврея и мужика, перечисляющих праздники «своего» календаря. Назвав праздник, можно вырвать волос из бороды соперника. Первым слово берет еврей как представитель «божьего народа»: «Мы з народ бозы, то й празныки головниси, — мени поцынать!». Мужик соглашается: «Ну, нехай вже твуй чорт старшы — почынай!». Еврей начинает перечислять, каждый раз вырывая по волосу из бороды мужика: «Ад нового году — Рош ходеш шват! Хамиша Ассар б’шват!» Тут мужик возмутился, решив, что его дурачат, перечисляя вместо календарных дат многочисленных родственников (именно так он «расшифровал» услышанные названия): «Та що ты, свыняче ухо! Казав, у вас головнийши празныкы, а теперь що ты выдумуеш: то сват и се сват, та й будеш усю ридню тягать!» Но еврей все-таки закончил перечисление: «Рош Ходеш Адар, другый день Рош Ходеш Адар, Гаманове Ухе» (при последнем названии он дернул мужика за ухо). Далее стал перечислять мужик, также начав с Нового года: «Первый день свят! Собор Пресвятейи Богородыци й священномученыка Юхыма! Святого апостола й первомученыка Степана! Святых мученык дву тму в Ныкодымийи сожженных!» (при последнем названии он вырвал у еврея всю бороду). Еврей согласился, что «у вас бильсе празныкув», но неуемный мужик потребовал выслушать хотя бы малую их часть: «Пъятый день — Святых младенец чотырнадцяти тысяч, Хрыста ради избиенных од Ирода в Вифлееми Иудейским!» (при этом он схватил своего оппонента за пейсы) [Гринченко 1901: 198-199]. Согласно другому варианту, еврей запросил пощады после праздника Сорока святых мучеников [Гринченко 1901: 199-200].
Лев Николаевич Гумилев | Несторианство и Древняя Русь
до 966 г. караванная торговля, связывавшая Центральную Азию с Европой, находилась в руках еврейских купцов-рахданитов[14, р. 681-682], но после разгрома Хазарии инициатива перешла к уйгурам-несторианам, а вместе с товарами передвигаются идеи. Хотя прямых сведений о соприкосновениях русских православных с тюрками-несторианами нет, правильнее попытаться найти хотя бы косвенные упоминания, нежели полностью отвергать наличие русско-азиатских культурных связей в XII в.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика