Русская кавалерия открывает дорогу на Париж!

Battle_of_La_Fere-Champenoise_by_TimmСражение при Фер-Шампенуазе — встречное сражение 25 марта между кавалерией союзников и отдельными корпусами французов в ходе Наполеоновской кампании 1814 года на территории Франции.

«В сей славный незабвенный день, в который приведён в исполнение решительный план идти к Парижу, кавалерией нашей заложено, так сказать, начало блистательному окончанию войны, столь долго изнурявшей народы Европы!» — такими словами никому неизвестный дежурный офицер завершил запись о сражении в окрестностях французской деревни Фер-Шампенуаз, сделанную в Боевом журнале Главной союзной армии.

Действительно, это сражение представляет собой яркий пример победы, одержанной конными частями над довольно многочисленной пехотой. В начале боя у французов было около 17 тысяч человек (12,300 пехотинцев и 4,350 конников) и 68 орудий, к концу его — уже примерно 23 тысячи человек, в основном — пехоты. Союзные войска (русские, нюртембержцы и австрийцы) имели вначале 5700 всадников и 36 орудий, а при завершении битвы — около 16 тысяч человек. Наибольшую часть отряда (12 тысяч человек) составляли русские гусары, уланы, казаки, драгуны и кирасиры.

pahlen3rdVI корпус маршала Мармона, Молодая Гвардия маршала Мортье и кавалерия генерала Беллиарда (всего 12700 пехоты, 4 тыс. кавалерии, 84 орудия) шли по приказу Наполеона для соединения с ним по дороге из Парижа в Витри. Навстречу им двигались на Париж союзные войска. Утром 25 марта Мармон столкнулся с вюртембергским авангардом, после чего союзники атаковали передовые части французов: русская лёгкая конница Палена 1-го с правого фланга, кавалерия кронпринца Вильгельма Вюртембергского с левого. Начав отход в сторону Фер-Шампенуаза, Мармон запросил помощи у Мортье.

52b9e8d7e80e

Молодая Гвардия Мортье была выстроена в общую боевую линию с войсками Мармона. Вскоре в бой вступили австрийские кирасиры генерала Ностица (Nostitz), а после полудня подошла русская кавалерия под командованием цесаревича Константина в составе 1-й гвардейской кирасирской дивизии, а также уланского, гусарского и драгунского гвардейских полков. Общая численность союзной кавалерии оценивается до 12 тысяч человек. Оба французских маршала под атаками союзников стали отводить войска по узкой долине, которая с одной стороны прикрывалась оврагом, а с другой — рекой. Русская гвардейская кавалерия и австрийские кирасиры постоянно угрожали перерезать пути отхода, но французские каре поначалу отходили беспрепятственно, бой со стороны французов вели кирасиры Бордесулля и драгуны Русселя.

В 2 часа дня ураганный ветер с ливнем сделал невозможным для французской пехоты отстреливаться залпами от кавалерии, солдаты могли рассчитывать только на штыки. Несколько каре были взломаны упорными атаками союзников, оставшиеся спаслись бегством через Фер-Шампенуаз, бросив 24 орудия. От окончательного разгрома французов спас 9-й маршевой полк (400 всадников) Леклерка, только подошедший в Фер-Шампенуаз. Атака Леклерка заставила остановиться рассыпавшуюся в преследовании конницу союзников и дала время Мортье и Мармону выстроить войска в оборону.

Маршалам также помог новый поворот в сражении. Когда император Александр I прибыл в Фер-Шампенуаз, союзники узнали о приближении большой колонны французов из Монмираля в сторону Витри. Это был обоз боеприпасов и продовольствия к Наполеону в сопровождении солдат Национальной гвардии (две дивизии генералов Пакто и Амэ, состоявшие из 3300 солдат Национальной гвардии, 800 рекрутов и 200 солдат 54-го линейного полка).

20040313225221Французский конвой был атакован авангардом армии Блюхера — русской кавалерией Корфа и Васильчикова, и стал отходить в сторону Фер-Шампенуаза, прямо на кавалерию Главной армии (два русских полка гвардейских кирасир под командованием Депрерадовича), только что разбившей корпуса Мармона и Мортье. Вскоре французы, отступавшие в каре, были окружены со всех сторон.

Несмотря на отчаянное положение, французы отказались от предложения сложить оружие. Русская батарея конной артиллерии (4 орудия поручика Пухинского) открыла огонь картечью, пробивая бреши в каре, куда сразу же ворвалась союзная конница. Французские источники сообщают о якобы 48 русских орудиях, расстреливающих в упор французов, создавая фон о действительно героическом самопожертвовании солдат Национальной гвардии, своего рода французского ополчения. После отчаянного сопротивления французские части были полностью уничтожены. Из воспоминаний участника боя Муравьева:

«Вмиг колонна легла пораженною на дороге в том строе, как она двигалась: люди лежали грудами, по которым разъезжали наши всадники и топтали их. Среди самой колонны мы встретились с конницей Блюхера».

aleksandr-1Один из батальонов сложил оружие, но кавалергарды, разгорячённые боем, продолжали рубить и топтать неприятельскую пехоту. Тогда Александр I со своим конвоем сам въехал в каре и остановил латников, хотя адъютанты напоминали ему об опасности. «Хочу пощадить их«, — отвечал Александр Павлович. Все пленные французские генералы были представлены русскому царю. Он приказал возвратить им их экипажи и принял участие в судьбе остальных трёх тысяч солдат и офицеров армии Наполеона, которые попали в плен у Фер-Шампенуаза.

Два французских дивизионных генерала (Пакто и Амэ) и от полутора до 3 тысяч солдат попали в плен, трофеем союзников стали 12 орудий и весь значительный обоз. Удалось спастись в Сен-Гондских болотах не более 500 солдат из всего конвоя, остальные легли на поле боя.

200604151Edward Cust так суммирует произошедшее сражение, несколько упрощая реальный ход дела (участие французской кавалерии):

«Победа была завоёвана исключительно кавалерией и артиллерией со стороны союзников, с их стороны не было сделано ни единого ружейного выстрела. Сопротивление французов, включая Национальную гвардию, было храбрым до безумия […] с их стороны бились только пехота и орудия».

Русский историк М.И. Богданович привел суммарные французские потери при Фер-Шампенуазе в более чем 11 тысяч солдат и 75 орудий. Большую часть этих потерь составляли пленные (до 8 тыс.), в основном из корпусов Мармона и Мортье. Edward Cust приводит близкие цифры: 10 тыс. французов (из них 7 тыс. пленных), 80 орудий и 200 повозок с артиллерийскими боеприпасами.

Русский историк Михайловский-Данилевский сообщает о потерях союзников в 2 тысячи человек. Эта же цифра указана на 56-й стене галереи воинской слава Храма Христа Спасителя.

medal116

— Историк русской армии А.А. Керсновский так отметил вклад русской кавалерии в сражении при Фер-Шампенуазе:

На трубах и штандартах нашей конницы сияет слава двух особенно красивых побед. … Второе дело — Фер-Шампенуаз, где наша конница, действуя совершенно самостоятельно, без всякой поддержки пехоты, изрубила два французских корпуса и где Император Всероссийский, как простой эскадронный командир, врубился в неприятельский строй. Калишский подвиг петровских драгун через сто лет был повторен кавалерией Императора Александра Павловича.

Между Парижем и союзными армиями не осталось силы, способной преградить путь на столицу Франции. У разбитых Мортье и Мармона оставалось лишь 7 орудий, они отходили на Париж, преследуемые кавалерией союзников. Подразделение Национальной гвардии пробовало оказать сопротивление, но было легко рассеяно авангардом генерала Корфа.

Ист.: gusary.kulichki.com и Wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика