Теракт, оставшийся без имени.

KMO_031073_00623_1_t2118 августа 2000 года — взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади в Москве. Погибли 13 человек, 61 человек ранен.

Примерно в 17.50 по московскому времени к одному из торговых киосков, расположенных в переходе, подошли двое мужчин, по описанию лица кавказской национальности, и попробовали расплатиться за покупку долларами. Когда же продавец отказался принять валюту и указал, что рядом есть обменный пункт, покупатели оставили возле киоска кейс и полиэтиленовый пакет и ушли под предлогом необходимости поменять деньги. Продавец киоска через несколько минут обратил внимание, что мужчины не возвращаются, а их вещи остались. Он сообщил сотруднику частного охранного предприятия, находившемуся на посту в другом конце перехода, о подозрительных пакетах. В момент, когда охранник направлялся к киоску, и произошёл взрыв. Взрывное устройство, как было установлено позже, имело мощность примерно в 800 грамм в тротиловом эквиваленте, было запущено часовым механизмом и содержало многочисленные металлические предметы для увеличения поражающей силы взрыва.

На месте взрыва на 40-й день после трагического происшествия была установлена памятная доска в память о погибших, а два года спустя открыта мемориальная стена. Мемориал представляет собой большую мраморную плиту темного цвета. По бокам установлены два мраморных факела, имитирующие вечный огонь. На специальном помосте внизу лежит кованая роза. На мраморной табличке начертаны слова «В память о погибших и пострадавших от террористического акта 8 августа 2000 года».

194470_image_largeПо факту взрыва было возбуждено уголовное дело по статье 105 (убийство) и 205 (терроризм) УК РФ. Следствием отрабатывались три основные версии: террористический акт, экономическая версия, хулиганские действия и личные неприязненные отношения, а также ряд производных от них версий.

По делу проведено более 100 экспертиз, допрошено более 300 потерпевших и свидетелей. В течение года на причастность к взрыву были проверены 6432 человека, выехавшие из столицы 8 и 9 августа 2000 г. При отработке экономической версии проверено 6 348 предприятий. При исследовании версии о хулиганстве и личных неприязненных отношениях следствие вышло на представителей «кемеровской» преступной группировки. Двое ее членов уже были осуждены за другие деяния, их причастность к взрыву не доказана. Всего в ходе расследования дела о взрыве на Пушкинской площади были возбуждены и выделены в отдельные производства 14 уголовных дел. В рамках расследования уголовного дела также было проверено заявление отбывающего наказание гражданина о том, что он совершил взрыв в подземном переходе. Однако причастность данного гражданина к совершению взрыва не установлена. Это был самооговор.
По одной из версий, взрыв 8 августа явился результатом конфликта за право торговать в этом переходе. Почти сразу после трагедии вице-мэр Москвы Валерий Шанцев заявил, что не исключает запрета на торговлю в подземных переходах Московского метрополитена. Но впоследствии вопрос о торговых павильонах решили по-другому – заменили легкие конструкции на огнеупорные.
f2aaad5dfb9d075be3b2ab22febВ 2001 г. генпрокурор России Владимир Устинов сообщил, что в деле замешана группа Ачимеза Гочияева. Появлялись также сообщения о причастности банды Арби Бараева к этому взрыву.
В феврале 2002 г. начальник московского УФСБ Виктор Захаров заявил, что спецслужбам известны практически все причастные к террористическим актам в столице: взрывам жилых домов в сентябре 1999 г. и взрыву в подземном переходе под Пушкинской площадью. Но их имен так и не назвал.
В 2005 г., спустя пять лет после начала расследования, взрыв в подземном переходе на станции метро «Пушкинская» был признан терактом.
Только эта версия осталась у следователей после длительного разбирательства.
Тогда же источники, близкие к следствию, сообщили, что по делу о теракте есть подозреваемые, отметив только, что это жители Чечни.
В августе 2006 г. прокурор Москвы Юрий Семин сообщил, что исполнителей теракта в подземном переходе станции метро «Пушкинская» нет в живых. По словам Семина, в данном преступлении прослеживается «чеченский след». «Я хорошо знаю это дело. С учетом, что прошло уже почти шесть лет, а исполнители вряд ли живые, наверное, мы будем это уголовное дело приостанавливать», – рассказал прокурор.

В результате, данное расследование так и не назвало ни имен ни фамилий исполнителей и заказчиков данного теракта.

Один комментарий на “Теракт, оставшийся без имени.”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика