Старобуянская республика.

2qqxСтаробуянская республика* — крестьянское самоуправление, установленное во время Первой русской революции в селе Старый Буян. Просуществовало с 12 до 26 ноября 1905 г.

Центром крестьянского движения Самарского уезда было село Большая Царевщина, имевшее давние революционные традиции: в 1880-х гг. там вели пропаганду и организовали кружок народники, в 1902 г. — эсеры.

С 1904 г. село посещают эсеры и социал-демократы, доставляя крестьянскому кружку нелегальную литературу. Весной 1905 г. в Царевщине проходят собрания с жителями окрестных сел. Летом селяне начали организовывать демонстрации, которые стали к октябрю весьма частыми и многолюдными. Тогда же была сформирована сельская боевая дружина. 23 октября на митинге был организован сбор средств для бастующих рабочих, а затем прошла манифестация. 25 октября лесная удельная стража отказалась продолжать охрану леса, в котором все чаще можно было встретить крестьян-бунтовщиков.

12 ноября, в ответ на предписание земского начальника направить на волостной сход в село Старый Буян уполномоченных для выбора старшины, 200 вооружённых крестьян из Царевщины** под красными флагами и пение революционных песен пошли в село. К вечеру колокольным звоном был созван общий сельский сход, на котором было решено изгнать местные власти и установить самоуправление. 13 ноября был принят «Временный закон по Старо-Буянскому народному самоуправлению», по которому все земли и пастбища до созыва Учредительного собрания поступали в распоряжение волостного народного самоуправления и распределялись уравнительно между крестьянами.

Обращает на себя внимание специфическая крестьянская организованность. Выступления вынашивались, заранее тщательно обговаривались. Начинались они обыкновенно, по сигналу (церковного колокола, костра и т.д.), после чего вся деревня одновременно, почти все на телегах, а кто и пешком, направлялись к имению. За малым исключением, движение начиналось в сумерках. Выставлялись пикеты, чтобы предупредит о появлении полиции; молодежь вооружалась. Разобрав хлеб, инвентарь, птицу, имени громили, после чего нагруженные подводы растворялись во тьме. Несколько молодых людей поджигали дом, хозяйственные постройки.

Одно из первых дел, которое сделали восставшие, — закрыли питейное заведение. Об этом Л. Щибраев писал так: «Задумался мужик и говорит: «Век в одной коже не проживешь». Века и года пили мы в невежестве вино – хорошего нет. И вот бросили несколько человек в нашем селе вино пить, а потом и много нашлось людей, желающих трезвой и здоровой жизни. Кабак – этот гнилой родник нам стал врагом, и мы забили двери царева кабака. Вот наше первое дело. Вот наша первая вина».

Цементирующую роль играла община, важнейший элемент крестьянского космоса. Сельский сход принимал решение о претензиях крестьян к землевладельцу, формулировал их, постановлял, когда и как выступать. Община, — крестьянский «социум», — руководствовалась обычным правом: решения схода непременно выполнялись всеми, и ответственность была общая — в этом воплощались и этика, и психология, и атмосфера невозможности пойти против общины. Когда полковник Г.Г.Битепаж, прибыв 16 ноября 1905 г. в с. Старый Буян, приказал стражникам вызвать к нему свидетелей для допроса, те Вернулись ни с чем: сельский сход не разрешил никому являться к начальству. Ничего поделать с сельским обществом подполковник не сумел, пришлось уехать ни с чем.

Попытки самарских властей пресечь восстание не дали результатов: народная милиция отразила попытку полиции разогнать восставших. Однако, сформированный из казаков и жандармов карательный отряд, 26 ноября 1905 г., все же арестовал руководителей и активных деятелей Старобуянской республики.

Крестьянин Лаврентий Щибраев написал: «Во время прогулок на тюремном дворе много раз мне доводилось спрашивать людей в арестантской одежде: «Вы за что сидите?» Они отвечали: «За беспорядки». Нас тоже спрашивали: «А вы за что?» «А мы за порядки», – отвечали мы». Лаврентий Щибраев в марте 1906 года оставил прощальное письмо, в котором изложил причины их ареста: закрытие кабака, охрана леса, удаление угнетателей. Содержание письма, как и принятый крестьянами закон, стало известно по всей России. Арестованный республиканец обращался к товарищам, оставшимся на свободе, так: «Не падайте духом, работайте насколько можете! Наше святое дело не заглохнет никогда. Мы добьемся своих прав. Революционное движение охватило всю Россию и будет продолжаться вулканами». Суд над республиканцами состоялся в 1909 году в Самаре.

* В других источниках названа просто Крестьянской республикой, но в историографии, для избежания путаницы многочисленные республики того времени именовались по населённым пунктам.

** Царевщина (Большая Царевщина) — село Самарского уезда, до 1851 г. в составе Симбирской губернии. Имело давние революционные традиции: с 1880-х гг. там вели пропаганду народники, с 1902 г. — эсеры. В 1905 г. движение крестьян привело к созданию в селе «Крестьянской республики» («Старобуянская республика»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика