Железнодорожная катастрофа.

krushВремя неумолимо движется вперед, стирая в памяти многие события. И подчас трудно восстановить подробности происшедшего многие годы назад, донести сведения до ныне живущих. Так было и с крупнейшей железнодорожной катастрофой в районе деревни Верещевка. Здесь 24 марта 1944 года погибли более 700 человек в результате крушения поезда. Следовавшего на фронт с военнослужащими со стороны станции Людиново. Это были офицеры , солдаты, возвращающиеся в свои подразделения после лечения в госпиталях. Здесь оказались и беженцы, прибывшие в освобожденные родные края с детьми. Стариками. Родственниками, жители близлежащих деревень. И многие из них не подозревали, что это их последний путь.

О том трагическом событии рассказывают очевидцы, участники спасения попавших в беду людей. В.Я Лапченков один из них. Он в то время работал на железной дороге в бригаде строительного участка 18 дистанции пути, входил в состав сборной восстановительной бригады, созданной на экстренный случай и обязанной выезжать на места происшествий в любое время суток. Он поведал о том, что причиной трагедии стал небольшой ручей на 180-м километре дороги, который протекал через железобетонную трубу под железнодорожной насыпью. Но после взрыва этого участка партизанами ее разрушило, и выход воде был прегражден, в результате чего она стала скапливаться в глубоком овраге, где вскоре и образовалось озеро.

Фронт требовал доставки грузов, техники. И не нашлось времени после освобождения района от захватчиков для обустройства этого места. Воду не спустили, а забили деревянные сваи, построили деревянный мост, ограничив скорость движения поездов на этом участке до пяти километров в час.

По свидетельству чудом оставшихся в живых, ехавших на поезде, Анны Ивановны Андреяненковой и севшей после работы в Верещевке в один из вагонов Пелагеи Ефимовны Барменковой ( она была в составе бригады железнодорожников и занималась ремонтом путей на этом участке), что до этого в сторону Людиново прошел большой грузовой состав с тяжелыми танками на платформах. Это тоже, видимо, сыграло н последнюю роль в случившейся трагедии. Когда через мост последовал пассажирский поезд, полотно не выдержало. Оно просело. Часть вагонов завалилась, полетела под откос. Было это в четыре часа ночи. Люди в оставшихся на верху вагонах вначале ничего не поняли. Выскакивали на насыпь, стояли на льду озера. Пелагея Ефимовна, выкарабкавшаяся наверх из упавшего под откос вагона и понявшая, в чем дело. Не успела крикнуть, чтобы люди спасались, как вода хлынула в промоину, увлекая за собой пассажиров. Лед проломился и всех, кто на нем был, подхватил водоворот и унес в пучину. Крики о помощи . стоны раненых в перевернутых вагонах дополняли страшную картину в ночи.

С тех пор минуло более полувека. Это событие было предано забвению, хотя на месте катастрофы работниками станции Фаянсовая, спасательными службами, медработниками были захоронены свыше 700 человек. И только пять фамилий погибших установлено на сегодняшнее время. обращения в различные инстанции, архивы ничего не дали. А ведь у людей были документы. Неужели это событие до сих пор под завесой секретности, если нигде не находят сведений о происшествии. И только два года назад в память о погибших у железной дороги был поставлен памятник. Его сразу н обустроили. Но в этом году, благодаря энтузиазму наших земляков. В.Я. Лапченкову, при содействии администрации района, совета ветеранов войны и труда, работников коммунальной службы, его привели в порядок. Недавно состоялось его официальное открытие. При этом присутствовали представители общественных организаций. В память о погибших отец Олег отслужил панихиду. И теперь на месте захоронения будут собираться родственники погибших, жители близ лежащих деревень. Чтобы отдать дань уважения тем, кто покоится здесь.

Автор В. Колдунов.

газета «Пламя труда» № 40 за 2 апреля 1998 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика