Рай ледникового периода на земле славян
…(удивительно, куда могут завести поиски информации о подтверждении теории «автохтонности» происхождения славян…)
22 000 – 14 000 лет назад был максимум последнего оледенения. Период наиболее холодного и сухого климата. Южная граница ледникового щита проходила южнее северной Европы. По всей южной Европе средние температуры как лета, так и зимы были на 8–9° ниже современных. На широте южной Германии и северо-западной Украины температура августа составляла примерно +10…+11°С – столько же, сколько сейчас в тундрах Сибири и Якутии. Средняя температура февраля составляла –19 °С на территории современной южной Германии и –27 °С на Украине.
Большая часть южной Европы в то время была покрыта холодовыносливой полупустынной растительностью, леса росли лишь в горах на юге. Интересно, что суровые условия не повлияли на популяцию финиковой пальмы (Phoenix theophrastii), сохранившуюся в наиболее теплом тогда месте – на Крите. В средней Европе господствовали тундростепи и полярные пустыни. Повсюду были очень распространены перемещаемые ветром пески. На тот момент в Европе уже не оставалось палеантропов, пространство было покорено кроманьонцами. Цивилизация неандертальцев умерла.
Homo sapiens neanderthalensis имел рост — около 1,7 м, массу — около 70 кг. Останки найденны в долине Неандерталь в Германии. Так называемый классический неандерталец из Европы имел крупную удлиненную голову; мозг его был больше нашего, а стенки черепа толще, чем у нас, но тоньше, чем у Homo erectus. На человека прямоходящего неандерталец был еще несколько похож своими мощными надглазничными валиками и покатым лбом. У неандертальца был четко выраженный, похожий на шишку затылочный бугор с большим основанием, к которому прикреплялись шейные мышцы. Широкая лицевая часть сильно выдвинута вперед и скошена назад по бокам, что придавало скуловым костям «обтекаемую» форму. Большой нос мог быть плоским или выступающим. Резцы мощной нижней челюсти, которая не имела подбородочного выступа, были крупнее, чем у нас, а коренные зубы имели, как правило, крупную полость пульпы. Многие антропологи ныне признают, что некоторая «звероподобность» была во многом обусловлена болезнями (рахит, артрит), преследовавшими этих людей в пасмурном, холодном и сыром европейском климате того времени.
Рахит был обычным явлением из-за плохого питания и из-за недостатка солнечного света, стимулирующего синтез витамина D, который необходим для нормального развития костей. Классические неандертальцы были невысоки, чрезвычайно мускулисты и коренасты, с большими суставами ног и рук. Пропорциями тела они были похожи на современных эскимосов, чье плотное сложение помогает им сохранять тепло в условиях холодного климата. Но отдельные популяции в разных регионах имели свои особенности.
Неандертальский подвид произошел от архаичной формы Homo sapiens, возможно, еще 300-400 тысяч лет назад. Физические данные и передовые технические приемы неандертальцев сделали некоторых из этих людей среднего палеолита, возможно, первыми гоминидами, способными выносить тяготы зимы в условиях холодного климата. Кроме того, ритуальное поведение неандертальцев свидетельствует о достижении ими более высокого уровня развития человеческих эмоций и самосознания.
Длительное время неандертальцы и кроманьонцы сосуществовали, неандертальцы заселяли северные холодные территории, а кроманьонцы более южные. В эпохи похолодания неандертальцы расселялись на юг, частично смешиваясь с кроманьонцами. В эпохи потепления кроманьонцы теснили неандертальцев. Между этими видами наверняка имел место не только обмен генами, но и обмен технологиями изготовления орудий труда, одежды и жилищ. Именно такой обмен генами не позволил неандертальцам утратить прогрессивные человеческие черты, а кроманьонцам позволил научиться у неандертальцев способам охоты на крупных животных, изготавливать теплую одежду и теплые жилища.
Элементы духовной культуры встречались уже в сообществах питекантропов (Homo erectus), но вполне развитую духовную культуру имели неандертальцы. Зачатки религии, магия, врачевание, скульптура, живопись, танцы и песни, музыкальные инструменты, одухотворение природы были характерны для кроманьонцев. Погребение трупов умерших и погибших товарищей отличает человека от животных. Скорбь по усопшим говорит о силе привязанности людей друг к другу, о дружбе и любви. В захоронениях древних людей находят орудия труда, украшения, кости убитых животных. Следовательно, уже в то далекое время наши предки верили в загробную жизнь и снаряжали своих усопших для этой жизни.
Несмотря на все это, около 30 тысяч лет назад, эта группа палеонтропов вымерла. Причины исчезновения неандертальцев и иных палеоантропов в настоящее время не прояснены до конца. Достоверно известно, однако, что в поздний период своего существования в Европе (около 40 тыс. лет назад) они выживали на пределе своих физических возможностей. Так, у неандертальских детей, ещё не достигших полового созревания, наблюдается преждевременное старение скелетной системы, вызванное постоянными тяжёлыми физическими нагрузками и не являющееся типичным для таксона в целом (неандертальские дети из Средней Азии демонстрируют темпы развития скелета и зубной системы, аналогичные современному человеку).
Некоторые ученые предполагают, что неандертальцы были уничтожены людьми современного типа — кроманьонцами. Кроманьонский человек как подвид Человека разумного сформировался где-то в другом месте, по всей вероятности, вне зоны оледенения. Однако, помимо теории уничтожения неандертальцев кроманьонцами есть версия о том, что неандертальцы, будучи по своему образу жизни в суровых условиях не чужды каннибализму, как раз наоборот, погибли от инфекций и болезней, принесённых кроманьонцами на север и попавшими в пищу. Со своей стороны, кроманьонцы же на последних этапах сосуществования с палеонтропами также не чурались использовать их в пищу, а из костей делать себе предметы быта и обихода. Например ожерелье из зубов, а выдолбленные берцовые кости как шкатулки для хранения охры. Но, в отличии от палеантропов, фактов поедания друг друга у кроманьонцев практически нет.
Возвращаясь к максимуму последнего оледенения, мы исходим из того, что оно было встречено человеческим сообществом с уже накопленным опытом переживания холодов.
Лично для меня долгое время (период детства) восприятие ледникового периода было оформлено в виде безжизненной ледяной пустыни, выжить на которой не представлялось никакой возможности. Однако сейчас, имея уже вполне неплохой опыт изучения вопроса, я понимаю, что ландшафт на большей территории оледенения был отнюдь не безжизненным.
Во времена ледниковых периодов на планете росло немало растений, которые могли выжить в суровых условиях. Степная местность покрывалась кустарниками и травой, которыми питались мамонты и другие травоядные.
Более крупных растений также можно было встретить великое множество: например, в изобилии росли ели и сосны. В более теплых районах встречались березы и ивы. То есть климат по большому счету во многих современных южных районах напоминал тот, что сегодня имеется в Сибири. Впрочем, растения ледникового периода несколько отличались от современных. Конечно, при наступлении холодов многие растения вымерли. Если растение не было способно адаптироваться к новому климату, у него было два выхода: либо переместиться в более южные зоны, либо погибнуть.
Также очевидно, что человеческому сообществу выжить на растительной пище в период ледникового максимума было невозможно и большая, значительная часть рациона состояла из мяса. В отличии от палеантропов, кроманьонец более успешно овладел метательными типами оружия и успешно применял их на охоте. Как и у неандертальца самой частой и желанной добычей его был существовавший на тот период времени благородный олень. А вот мамонтов в Европе кроманьонцу уже не досталось, хотя окончательно он вымер позже на несколько тысячелетий. Итак, человеческие сообщества, в количестве до 40 человек (это уже крупное объединение) автономно сохранялись на значительной части Европы, доходя даже до современных территорий Москвы и области. В Средней России к северу от давно известного Карачарова у г. Мурома было исследовано несколько новых позднепалеолитических стоянок. Наиболее крупной из них является стоянка Сунгирь у Владимира. Люди жили здесь в условиях сурового климата, охотились на мамонтов, северных оленей, песцов и других животных. Здесь найдено замечательное погребение кроманьонца, положенного в могилу в богато расшитой бусами меховой одежде. Этому захоронению около 30—25 тысяч лет. Следует отметить, что кроманьонцы, заселяя Европу, продвинулись на север дальше палеантропов не взирая на меньшую адаптированность к климату. Но вот, с момента проникновения в Европу (30-40 000 лет назад) и «покорения» её, внутри продолжавшегося ледникового периода, наступил этот самый максимум последнего оледенения, который снова обрушился на человеческое сообщество. И если в эпоху глобального ледника, примерно 200 тысяч лет назад, когда был положен конец
многим формам жизни прачеловечество нашло себе спасение в «Эдеме» на юге Африки (отдельная история*), то условное человечество последнего ледникового максимума не имело возможности вернутся туда. Однако, на территории Европы был свой «Эдем». И он находился на территории Карпат, там, где впоследствии и происходил один из значимых этапов славянского этногенеза. Это была единственная территория, где сохранялись густые хвойные леса, окружённые со всех сторон степью и тундрой. И если учитывать тот факт, что эскимосы до сих пор передают предания о «лохматых слонах», то история с этим Эдемом ледникового периода, вполне может оправдывать легенды о рае на земле, которые сохранялись в памяти людей, как «обитель предков».
*Несмотря на то, что льдом покрылась почти вся планета, этот район оставался свободным ото льда. Тут обитало большое количество живых существ. Почвы этой местности были богаты питательными веществами, поэтому тут было изобилие растений. Созданные природой пещеры использовались людьми и животными в качестве укрытий. Для живых существ это был настоящий рай.
Литература
Jonathan Adams. Europe during the last 150 000 years. на /nercEUROPE.html.
Динесман Л.Г. Голоценовая история биогеоценозов Русской равнины в позднем антропогене //
История биогеоценозов СССР в голоцене. – М.: 1976, с. 122–132.
Природные ландшафты голоцена и их изменение под влиянием деятельности человека // История биогеоценозов СССР в голоцене. – М.: 1976, с. 132–146.