Стрельба в школе №263
Инцидент со стрельбой в школе № 263 в районе Отрадное города Москвы произошёл 3 февраля 2014 года. Десятиклассник Сергей Гордеев, вооружённый карабином и винтовкой, проник в здание учебного заведения, где застрелил учителя географии и захватил в заложники своих одноклассников, а затем открыл огонь по прибывшим на место происшествия полицейским, убив сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранив патрульного. События в школе № 263 показали полную неэффективность мер безопасности в учебных заведениях (и фактическую бесполезность всех трат, осуществляемых по данному направлению), а также неготовность правоохранительных органов оперативно и эффективно реагировать на подобные события.
В сентябре 2014 года в Бутырском районном суде Москвы начался судебный процесс по делу о стрельбе, в ходе которого защита Гордеева настаивала на его невменяемости, причём государственное обвинение заняло аналогичную позицию. 3 марта 2015 года суд направил подростка на принудительное психиатрическое лечение. Решение было оспорено защитой потерпевших, однако в августе 2015 года Московский городской суд признал его законным. В ноябре 2015 года Президиум Мосгорсуда направил дело на пересмотр в Московский окружной военный суд, где 8 февраля 2016 года Гордеева вновь признали невменяемым. 5 мая 2016 года Верховный Суд Российской Федерации признал это решение законным.
Произошедший инцидент стал первым случаем школьной стрельбы в России (когда стрелявший является учеником); он получил широкий резонанс в российском обществе и вызвал бурные дискуссии о необходимости ужесточения систем безопасности в учебных заведениях, а также о негативном влиянии фильмов, телевизионных передач и видеоигр, содержащих сцены насилия.
Утром 3 февраля Гордеев соврал родителям о том, что в школе нет первых трёх уроков, чтобы они ушли из дома, а он мог остаться один и беспрепятственно завладеть оружием; для убедительности он заранее попросил одноклассницу прислать ему SMS-сообщение об отсутствии занятий. Подросток написал предсмертное стихотворение на английском языке, в котором сообщил, что устал от жизни и не может больше жить в страхе. После ухода родителей Гордеев открыл сейф и извлёк оттуда полуавтоматический малокалиберный 11-тизарядный карабин Browning 22 Semi-Auto rifle (англ.)русск., винтовку Tikka T3 (нем.)русск. под патрон 7,62×51 мм НАТО с оптическим прицелом и патроны к ним, затем уложил оружие в чехлы, по некоторым данным, перед этим сделав пробный выстрел из карабина в открытое окно, а патроны — в пакет, в него же Гордеев положил найденный дома сувенирный кинжал. С целью сокрытия оружия Сергей надел не свою куртку, а чёрное пальто с длинными полами, принадлежавшее матери.
Закончив сборы, подросток вышел из своего дома на Берёзовой аллее и направился в школу № 263. Около 11:40 (MSK, UTC+4), приблизительно через 10 минут после начала четвёртого урока, он подошёл к центральному входу, где извлёк оружие из чехлов. Войдя в школу, он миновал турникет на входе, и, угрожая оружием охраннику, прошёл в кабинет № 2 на первом этаже, где в этот момент у 10 «А» шёл урок географии. Подойдя к классной комнате, но не заходя внутрь, через открытую дверь, Гордеев выстрелил в учителя Андрея Кирилова из карабина Browning, попав тому в голову. Затем он навёл оружие на учеников (в классе находился 21 ученик).
Пройдя за кафедру, Гордеев начал высказывать одноклассникам свои соображения насчёт теории солипсизма, согласно которой, по его мнению, в мире существует только он один, а жизнь иллюзорна и является его сном. В какой-то момент подросток обратил внимание на то, что раненый Кирилов стал подавать признаки жизни, и второй раз выстрелил тому в голову, после чего педагог скончался.
Охранник сумел вызвать сотрудников полиции, нажав тревожную кнопку. Сигнал тревоги в полиции получили в 11:46 (по данным УВД СВАО ГУ МВД РФ по Москве — в 11:44), уже примерно через четыре минуты в школу прибыл наряд вневедомственной охраны. Прапорщик Сергей Бушуев и прапорщик Олег Нургалиев вошли в школу и направились к кабинету № 2. Полицейские шли вдоль стены, страхуя друг друга. Бушуев попытался зайти в кабинет, в этот момент Гордеев открыл по нему огонь. Нургалиев тут же вызвал «скорую помощь», но Бушуев скончался до приезда медиков.
Через некоторое время на место происшествия приехала группа немедленного реагирования ППС — старший сержант Владимир Крохин и младший лейтенант Вячеслав Нечаев. Гордеев открыл по патрульным огонь из окна. Полицейские зашли внутрь здания, Крохин увидел тело мёртвого прапорщика Бушуева и остановился в десяти метрах по коридору наискосок от класса, в этот момент Гордеев выстрелил в него. Нечаев, рискуя жизнью, вынес напарника из простреливаемой зоны, затащив его за угол. Другие полицейские решили помочь раненому, попытавшись перенести его, но в коридоре у Крохина сработал автомат и произошли беспорядочные выстрелы.
В 12:12 к школе приехали несколько экипажей скорой медицинской помощи, затем прибыли два пожарных расчёта, на площадке рядом со школой приземлился медицинский вертолёт МЧС России EC-145, на котором впоследствии был эвакуирован раненый полицейский Владимир Крохин, которого вывезли на каталке из здания примерно в 12:15. Территория школы была оцеплена плотным кольцом полиции, в Москве был введён план «Ураган-2», позволяющий силовикам стрелять на поражение в случае угрозы для жизни заложников при их освобождении.
На место происшествия оперативно прибыли министр внутренних дел Владимир Колокольцев, министр образования Дмитрий Ливанов, глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, мэр Москвы Сергей Собянин, прокурор города Сергей Куденеев и начальник Главного управления МВД России по городу Москве Анатолий Якунин.
По словам очевидцев, Гордеев разговаривал с заложниками о смерти, рассказывал о своей жизни и проблемах в семье, несколько раз принимал звонки от родителей, а после приземления вертолёта произвёл около 6 выстрелов в окно. По данным МВД России, всего за время пребывания в классе Гордеев произвёл не менее 11 выстрелов, по его собственным признаниям, высказанным позже в ходе психиатрической экспертизы — 18.
К 12:20 все ученики школы, за исключением учащихся 1 «А», 6 «Б» и 7 «А» (он находился в соседнем кабинете) классов, были эвакуированы из здания.
Всё это время Гордеев находился со взятыми в заложники в кабинете. В 12:17 отец Гордеева, Виктор, надев бронежилет, зашёл в школу, прошёл в кабинет № 2 и уговорил сына отпустить одноклассников и сдаться. Подросток отпустил заложников примерно в 12:48, спустя несколько минут медикам удалось перенести тело убитого преподавателя в раздевалку на первом этаже. Около 13:05 стрелок выведен из школы бойцами СОБРа.