О приметах на майские свадьбы
Многие древние приметы и традиции имели вполне четкое и реальное объяснение, которое со временем перестало играть роль, оставив за собой флёр неведомого и таинственного. Одной из таких примет является многим известная поговорка «в мае жениться — весь век маяться».
Чтобы понять, что именно означает такая поговорка, следует отправиться в далёкое наше прошлое и посмотреть на то, что же такое было для древних наших предков майский месяц и что такое свадьба. Свадьба, играемая между родами — это определенный сложный ритуал, большая часть которого так или иначе уже без внутреннего содержимого тоже дошла до наших дней. Важно было то, что этот ритуал, который фактически сначала «умерщвлял» в роду невесту, а потом «воскрешал» ее в новом роду являлся длительным и весьма сложным. Он занимал много дней и с точки зрения банальной психологии должен был примирить семью невесты с фактической потерей своего родственника, который на тот момент уже был взрослым и приносил ощутимую пользу роду. Также, с точки зрения той же банальной психологии, он должен был примирить новую семью с новым ее родичем, который на тот момент (первично) воспринимался как новый «рот», а не как новые «руки». Передача родича из семьи в семью не всегда укрепляла связи между родами, но, зачастую и эта функция играла значительную роль, а потому затрагивала интересы не просто молодых и их отцов и матерей, но и старших в роду (старейшин, вождей, князей), таким образом увеличивая и без того значительный слой ритуалов, каждый из которых был строго определён не только по месту, но и по времени (срокам). И если сейчас многие помнят о том, что свадьба игралась (слово игралось само по себе показывает понимание ритуалистики в процессе) три дня, то на самом деле этот процесс мог быть (а зачастую и был) растянут на неделю, а то и более. Стоит учитывать также тот факт, что это только сам ритуал занимал столь продолжительное время, а подготовка к нему также требовала значительных временных затрат как на множество “согласований”, которые не входили в ритуалистику, так и на подготовку “материальной” базы для ритуалов. В целом в этот процесс вовлекалось значительное количество людей, что снижало их функционирование в других сферах общественной жизни. При этом, в средней полосе майский месяц — это начало посевных работ, которые особо критичны тем, что зимние запасы к тому времени уже все подъедены (обычно к Масленице), а новых еще не так много. Фактически весь май был расписан под полевые работы, от качества которых зависело не только наличие излишков и благосостояния семьи и рода, но и просто банального выживания в зимний сезон. Именно поэтому, выпадение из посевных работ даже на несколько дней для многих членов первобытного сообщества являлось недопустимым и табуированным, что и породило запрет на проведение брачных ритуалов в этот период. К слову сказать, при всём этом, наши предки прекрасно понимали взаимосвязь весеннего сезона с ростом взаимного интереса молодых и к их стремлению найти себе спутника жизни, а потому сей месяц помимо табуирования брачного ритуала имел вполне рекомендательные и даже обязательные ритуалы сексуальной направленности, которые компенсировали данный запрет. Недаром название месяца производят к римской богине, матери Гермеса, которая была у италиков в роли Деметры с тем лишь различием, что не была связана с сезонным уходом в подземный мир.
И да, табуирование майских свадеб с самого начала касалось только низов общества, которые были непосредственно заняты на сельскохозяйственных работах. Князья и ближние к ним по статусу люди напротив вполне успешно справляли брачные ритуалы под знаком богини-покровительницы.