Конструктор Георгий Семенович Шпагин.

Пистолеты-пулеметы Шпагина, наряду с прославленными пушками Грабина ЗИС-3, знаменитыми танками Кошкина Т-34 и легендарными “катюшами” были самым популярным и любимым советскими солдатами оружием в годы Великой Отечественной войны.

Георгий Семенович Шпагин родился 29 апреля в 1897 году в с. Ключниково Ковровского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. В 12 лет Егорка Шпагин, окончив трехлетнюю церковно-приходскую школу, уехал вместе с отцом в Ковров на заработки. Здесь он приобрел плотницкую профессию, однако повредил стамеской сухожилие указательного пальца правой руки. Поэтому, когда в 1916 году Шпагина призвали в армию, он попал не в строевые части, а был определен оружейным мастером в пехотный полк. Будучи любознательным, Шпагин быстро изучил и револьвер “Наган”, и трехлинейную винтовку Мосина, и станковый пулемет “максим”, и ручные пулеметы иностранных систем. Умелые руки, смекалка и инициативность молодого оружейника способствовали тому, что уже через год его переводят в армейские артиллерийские мастерские.

В годы гражданской войны Шпагин в Красной Армии, проходит службу оружейным мастером во Владимирском гарнизоне.

Автомат системы Фёдорова Образца 1916 г. (калибр 6,5 мм)

В 1920 году, после демобилизации, Георгий Семенович поступил на работу слесарем в образцовую мастерскую Ковровского пулеметного завода. Первое, с чего начал Шпагин работу в мастерской, была сборка магазинов к автоматам Федорова обр. 1916 г. Уже вскоре он предлагает упростить сборку магазина, уменьшив количество заклепок и разместив их так, что прочность коробки магазина не уменьшилась, а масса снизилась.

Творчество в работе, смекалка Георгия Семеновича обратили на себя пристальное внимание директора завода инженера Федорова и начальника опытной мастерской Дегтярева. Ему разрешили самому работать на станках, а затем прикрепили молодых рабочих для обучения.

Успехи окрылили молодого конструктора, укрепили в нем веру в свои силы. К первым его разработкам относится конструкция шаровой установки для спаренного 6,5-мм танкового пулемета Федорова — Иванова. Эта работа послужила основой для создания впоследствии Шпагиным шаровой установки для крепления 7,62-мм танкового пулемета ДТ в танках, бронеавтомобилях, бронеплощадках. В 1924 — 1926 гг. Шпагин активно работал вместе с Дегтяревым над созданием ручного пулемета. С этого времени Шпагину доверяют разработку ответственных узлов и новых систем автоматического стрелкового оружия.

Спаренный 6,5-мм танковый пулемет Федорова—Шпагина—Иванова 1924 г. Устанавливался на танке МС-1 и Т-12-1.

В 1931 г. Дегтярев привлекает Шпагина к работе над конструкцией своего крупнокалиберного пулемета ДК-32. Эта работа стала одним из важнейших этапов в становлении Георгия Семеновича как конструктора-оружейника. Он выступил не только помощником своего учителя, но и соавтором. Для 12,7-мм крупнокалиберного пулемета Дегтярева Шпагин предложил оригинальную систему питания, состоявшую из приемника барабанного типа и металлической патронной нерассыпной ленты питания. Красная Армия и Военно-Морской Флот получили на вооружение в 1938 г. по-настоящему действенное и очень эффективное средство войсковой ПВО под наименованием “12,7-мм крупнокалиберный пулемет Дегтярева-Шпагина обр.1938 г.” Новый пулемет сразу получил в войсках отличную оценку. Георгия Семеновича за успехи в деле создания новых образцов вооружения и военной техники награждают его первой государственной наградой — орденом Красной Звезды.

После этого Шпагин принял решение перейти на самостоятельную творческую работу. Уже вскоре он создает знаменитый пистолет-пулемет ППШ, ставший символом советского оружия времен Великой Отечественной войны. О своем решении Шпагин впоследствии писал так: “С самого начала я поставил перед собой цель, чтобы новое автоматическое оружие было предельно простым и несложным в производстве… Так, я пришел к мысли о штампосварной конструкции. Надо сказать правду, даже знатоки оружейного производства не верили в возможность создания штампосварочного автомата”. Однако Георгий Семенович не побоялся пойти новым путем, воспользовавшись новейшими достижениями машиностроительной отрасли.

В сентябре 1940 года Шпагин представил в Артком ГАУ оригинальный пистолет-пулемет, поражавший простотой и элементарностью своей конструкции. В этом пистолете-пулемете были применены новые конструктивные решения, во многом улучшившие его эксплуатационные характеристики. Наряду с этим Шпагину удалось добиться и исключительно высоких производственно-экономических показателей нового оружия. В первую очередь это касалось значительного снижения трудозатрат на его производство. На изготовление пистолета-пулемета Шпагина расходовалось 13,9 кг металла и от 5,6 до 7,3-7,8 (в зависимости от мощности производства) станко-часов.

И только ствол, в частности его канал, подвергался тщательной доводке на металлообрабатывающих станках, остальные металлические детали изготавливались методом холодной штамповки из стального листа толщиной 2-5 мм, с применением точечной и дуговой электросварки. В конструкции пистолета-пулемета Шпагина почти полностью отсутствовали точные прессовые посадки и было гораздо меньше резьбовых соединений. Прогрессивная технология его изготовления давала значительную экономию металла, снижая трудоемкость, а использование дешевых и недефицитных материалов позволило в несколько раз уменьшить себестоимость. В целом оружие получилось настолько простым, что его производство могли освоить на любых, в том числе и неспециализированных машиностроительных заводах с прессо-штамповочным оборудованием мощностью не более 70-80 т.

Высокая надежность работы этого пистолета-пулемета в любых, в том числе и самых сложных условиях, достигнута простотой его устройства. Он не боялся ни мороза, ни снега, ни дождя, ни песка, ни пыли. На испытаниях ППШ показал рекордную живучесть — из него было сделано 70 000 выстрелов без каких-либо поломок. Разбирался пистолет-пулемет Шпагина всего на пять частей, что обеспечивало его быстрое изучение и освоение красноармейцами. В немалой степени именно этим объясняются хорошие служебно-эксплуатационные качества пистолета-пулемета, к которым относились: удобство заряжания и разряжания оружия, устранение задержек и т.д. «Представляемый на испытания опытный пистолет-пулемет Шпагина, — отмечала в своем решении комиссия, — при большом количестве деталей, изготовленных посредством штамповки, показал хорошие результаты как при одиночном, так и при непрерывном огне». Это был колоссальный успех ковровского конструктора-оружейника. Неприхотливое оружие системы Шпагина, одержав убедительную победу над своими конкурентами на конкурсе, проведенном осенью 1940 г., 21 декабря того же года приняли на вооружение Красной Армии под наименованием «7,62-мм пистолет-пулемет Шпагина обр.1941 г. (ППШ-41)».

Так, в самый канун Великой Отечественной войны был создан знаменитый ППШ, ставший мощным оружием в руках воинов Красной Армии. Впоследствии сам Шпагин признавался: “Я хотел, чтобы боец полюбил мой автомат и уверовал в него. Это было моей мечтой, этого я добивался…” Исключительная простота конструкции его пистолета-пулемета позволила в первые же месяцы войны подключить к производству многие, в том числе и никогда не занимавшиеся изготовлением оружия заводы. Первым выпуск ППШ в июле 1941 г. освоил завод НКВ СССР в г.Загорске Московской обл., первоначально предназначавшийся для изготовления ППД. Первая партия пистолетов-пулеметов Шпагина прошла испытания на фронте непосредственно в бою. Результаты превзошли все ожидания. Из штабов частей и соединений пришли восторженные отзывы, командиры просили наладить массовое производство ППШ.

В октябре того же года, в связи с быстрым продвижением германских войск к столице, оружейный завод эвакуировали в г.Вятские Поляны Кировской обл., где было организовано новое производство на базе недостроенной шпульной фабрики. Сюда же эвакуировали из подмосковного поселка Лопасня еще один завод, выпускавший барабанные магазины к ППШ. Шпагин был назначен главным конструктором этого завода, ставшего головным по изготовлению ППШ для Красной Армии. Вятско-полянский машиностроительный завод очень тесно работал в кооперации с ижевскими металлургическим и машиностроительным заводами, обеспечивавшими его металлом, заготовками стволов, значительным количеством необходимого инструмента, оснастки и т.д. В годы войны оружейники из Вятских Полян выпустили более двух миллионов ППШ.

Значительные потребности Красной Армии в этом мощном оружии послужили основной причиной того, что к его массовому производству приступили многие неспециализированные машиностроительные заводы, в том числе в Ворошиловграде, Златоусте, Коврове, Тбилиси. Однако вторым основным центром по изготовлению ППШ в годы войны стала Москва. Если в ноябре трудящиеся столицы дали фронту первые 400 ППШ то в декабре в разгар битвы за Москву советские воины получили 14 000 пистолетов-пулеметов Шпагина. Во время войны москвичи выпустили более 3,5 млн. пистолетов-пулеметов конструкции Шпагина. Всего же за четыре года Великой Отечественной советская оборонная промышленность выпустила 5,4 млн. ППШ обр.1941 г.

Нельзя не упомянуть и о международной кооперации в области производства стрелкового оружия для Красной Армии. Речь идет о Тегеранском пулеметном заводе. В 1942 г., после подписания межправительственного соглашения, иранцам передали всю техническую документацию, необходимое оборудование и оснастку для изготовления пистолетов-пулеметов ППШ по советской лицензии. В годы войны наши воины получили несколько десятков тысяч ППШ иранского производства.

Пистолеты-пулеметы Шпагина лишили фашистских захватчиков преимущества перед Красной Армией в автоматическом стрелковом оружии. Георгию Семеновичу за создание пистолета-пулемета присуждается Сталинская премия первой степени, его награждают орденом Ленина.

Уже в ходе войны конструкция ППШ претерпела некоторые изменения, обусловленные как накопленным боевым опытом, так и модернизацией массового поточного производства. В результате удалось не только снизить себестоимость ППШ с 500 руб. в 1941 г. до 142 руб. в 1943 г., т.е. в 3,5 раза, и упростить его производство, но и улучшить функционирование системы автоматики в самых затрудненных условиях эксплуатации.

Тысячи красноармейцев и командиров благодарили конструктора за его отличное оружие. К примеру, в 1945 г. из действующей армии Георгий Семенович получил письмо: “Дорогой товарищ Шпагин! Сердечно благодарю Вас за прекрасное оружие — автомат ППШ. Я воюю с ним четвертый год, и он мне ни разу не отказал в бою. Прошел с ним от Москвы до Силезии и думаю дойти до Берлина. С солдатским приветом рядовой Иван Петров”.

Государство по достоинству оценило колоссальную работу, проделанную конструктором по модернизации своего оружия. Шпагин был награжден одной из высших полководческих наград — орденом Суворова второй степени.

Наряду с созданием пистолетов-пулеметов Шпагин в годы войны занимался и проектированием сигнальных пистолетов (ракетниц) упрощенных конструкций, созданных с использованием новейших технологий того времени — штамповки и сварки. В 1943 г. на вооружение Красной Армии был принят 26-мм сигнальный (осветительный) пистолет Шпагина (ОПШ-1), предназначенный для пуска осветительных и сигнальных патронов. В том же году его конструкция была существенно модернизирована, и красноармейцы получили новый, более эффективный 26-мм сигнальный пистолет Шпагина (СПШ-2). Позже на его базе был создан авиационный вариант 40-мм ракетницы, служившей для подачи сигналов с самолета с целью распознавания “свой — чужой”. Сигнальные пистолеты СПШ удивительно простой и надежной конструкции и по сей день, спустя 58 лет после принятия на вооружение, все еще продолжают верно нести свою службу, причем не только в Российских Вооруженных силах и армиях государств — членов СНГ, но и в армиях бывших стран — участниц Варшавского Договора, а также многих стран третьего мира. За создание сигнального пистолета Шпагин был награжден вторым орденом Ленина.

Оружие, созданное Г.С. Шпагиным, успешно использовалось советскими солдатами на всех фронтах Великой Отечественной войны. Надежным огневым средством противовоздушной обороны и борьбы с механизированными частями противника зарекомендовал себя крупнокалиберный пулемет ДШК.

Пистолет-пулемет Шпагина стал самым массовым автоматическим оружием пехоты, с ним советские автоматчики прошли с боями по многим странам Европы и Азии. Ракетница конструкции Шпагина используется в нашей армии до сих пор. Заслуги Георгия Семеновича были высоко оценены государством — в 1945 г. ему присваивают звание Героя Социалистического Труда.

После войны серьезно больной Шпагин отошел от активной конструкторской деятельности. Знаменитый советский оружейник скончался в 1952 г. на пятьдесят шестом году жизни. Его прах покоится на Новодевичьем кладбище в Москве. В памяти миллионов советских солдат он остался как создатель самого популярного отечественного пистолета-пулемета времен Великой Отечественной войны, а в истории оружейного дела — как конструктор, первым широко использовавший в своем образце автоматического оружия штампосварные детали и узлы.

Источник: журнал «Братишка», Сергей Монетчиков.

В Вятских Полянах чтят память легендарного конструктора стрелкового оружия. В 1982 году машиностроители открыли мемориальный дом-музей. Он представляет собой обычную деревянную избу, стоящую на высоком обрыве старой части города. В этом же городе одна из улиц названа в его честь.

На здании машиностроительного завода «Молот», в честь конструктора, установлена мемориальная доска. Памятники Г. С. Шпагину установлены в двух центрах оружейного производства России — городе Вятские Поляны Кировской области и городе Коврове Владимирской области.

8 комментариев к “Конструктор Георгий Семенович Шпагин.”

  1. Гм, интересно. А я читал, что ППШ был скопирован с автомата Томпсона и был достаточно неудобен. Лучшим автоматическим оружием второй мировой был признан советский ППС-43. Только он мало известен, благодаря тому, что СМИ растиражировали именно образ бойца с ППШ.

    1. да, я читал, что штрафбаты были вооружены только лопатами и бежали в атаку под пулемётным огнём в спину…

      хорошо, что ветераны ещё живы, рассказывают как на самом деле было, а не как «пишут»

  2. Так то, что написано вам ветераны рассказали? Насколько я понял, этот текст тоже был «написан».

    1. я это к тому, что если человек сравнивает ППШ с Томпсоном, а не с Суоми хотя бы, то это уже говорит об уровне его военного образования и причастности к обсуждаемым событиям

  3. Я перепутал. Действительно не Томпсон, а что-то про Суоми было. То что у ППШ финские корни.Еще нашел: «Находившийся на вооружении Красной армии ППШ-41 оказался — главным образом, из-за слишком больших размеров и массы — недостаточно удобен при ведении боя в населённых пунктах, в помещениях, для разведчиков, десантников и экипажей боевых машин.»
    И вот:»К недостаткам можно отнести большие размеры и массу, сложность замены и снаряжения дискового магазина, недостаточно надёжный предохранитель, а также возможность самопроизвольного выстрела при падении на твёрдую поверхность, что нередко приводило к несчастным случаям; невысокой живучестью обладал фибровый амортизатор, смягчающий удар затвора по ствольной коробке в заднем положении…»

    1. то что перепутали — понятно
      то что нашли — здорово

      только одно но
      вы его как отдельную машинку смотрите, а вот когда в сравнении сопоставите с аналогичными у противника — вот тогда можно будет судить о том насколько он был хорош и насколько плох

      по крайней мере немцы его использовали как только могли, в отличии от использования нами ихнего ПП
      они его даже под свой калибр перебирали, что уже говорит о признании надёжности и эффективности

  4. Простая и надёжная конструкция, не зря Георгий Семенович получил свои награды а его ППШ и после Великой Отечественной ещё долго воевал в «горячих точках» Азии и Африки. Дмитрий а на фото в «разобранном виде» показан вариант переделанный под пневматику?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика