Русское Первое Велокругосветное путешествие.

Панкратов Онисим Петрович

Панкратов Онисим Петрович

23 августа 1913 года* в китайском городе Харбине завершил свое кругосветное путешествие 25-летний русский велосипедист Онисим Панкратов. Это было первое путешествие на велосипеде через всю планету. На финише героя наградили лавровым венком победителя и выразили уверенность в том, что его рекорд пусть и первый, но далеко не последний.

К слову, официальной датой рождения велосипедного спорта в мире принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована первая велогонка на 2 000 метров. В России первое велосипедное соревнование состоялось 24 июля 1883 года на Московском ипподроме. А спустя 13 лет, в 1896 году, Международная федерация велоспорта учредила бриллиантовую пальмовую ветвь спортсмену, который первым объедет всю Европу. В газете даже был предложен вероятный маршрут, который внешне напоминал «восьмерку».

Вырезку из этой газеты бережно хранил Петр Панкратов. В то время его сыну Онисиму было всего восемь лет, но мечта о бриллиантовой ветви так будоражила воображение Петра, что он решил приложить все силы к тому, чтобы сделать из сына чемпиона.

В мирной жизни Онисим Панкратов был ярым, убежденным, чрезвычайно разносторонним спортсменом. Любовь к спорту ему привил его отец. Онисим перебрал несколько видов спорта и в каждом из них он пытался добиться максимальных результатов. В 1908 году он перебрался жить в Харбин /ныне территория Китая/. Поступив работать пожарным, он увлекся мото- и велогонками. Профессия пожарного требовала от Панкратова недюжинных физических способностей. Все свое свободное время посвящал мото- и велогонкам. Впрочем, это было не единственное его увлечение – за день он в качестве тренировки пробегал не один десяток километров.

далее — подробности

Отцу и это показалось мало! Он уже бредил великими победами борца Ивана Поддубного и потребовал от Онисима, чтобы тот стал борцом. Спорить с батей сын не стал – он несколько лет подряд участвовал в чемпионатах Харбина по французской борьбе, и даже занимал призовые места.

Идею совершить какое-нибудь кругосветное путешествие развил Онисиму его отец. Претворить эту идею в жизнь его подтолкнула газета, в которой говорилось о том, что международная федерация велоспорта еще в 1896 году учредила бриллиантовую пальмовую ветвь спортсмену, который первый объедет всю Европу. Маршрут, предлагавший спортсмену внешне на карте изображал цифру восемь.

Онисим за три года скопил некоторую сумму денег, купил велосипед легкодорожного типа. Спортивные организации поддержали идею Панкратова. И в начале лета 1911 года состоялись торжественные проводы.

Но в душе он все-таки мечтал о «кругосветке» на велосипеде. В июле 1911 года был разработан маршрут и принято решение стартовать. Причем Панкратов был не один – на старт вместе с ним вышли еще три велогонщика. Они были менее подготовлены, но очень амбициозны. Вот только пелатон очень часто растягивался – Онисим успевал за день оторваться от соперников на несколько десятков километров, что, с одной стороны, очень раздражало спортсменов и они постоянно нарывались на скандал, с другой – очень тормозило общую скорость.

Через несколько сотен километров сошел с дистанции один гонщик, потом второй, и наконец в районе Читы Онисим остался в гордом одиночестве. Это было не очень хорошо, учитывая тот факт, что в тех краях было полнейшее бездорожье. Продираться на велосипеде через тайгу было очень некомфортно, и Онисим придумал выход из положения: он ехал по… шпалам железной дороги!

Конечно, это было небезопасно, особенно если поезд приближался со спины. И потом, путевые обходчики, прознав про велосипедиста, делали все возможное, чтобы вставить ему палки в колеса. Во всяком случае, с железнодорожной колеи они его прогоняли. Он ставил рекорд, а они не хотели вылететь с работы, случись что с ним. Игра в кошки-мышки продолжалась очень долго. Вначале Онисим нашел очень хороший способ объегорить путевых обходчиков: он ехал ночью. Но и они были не лыком шиты и разгадали его тактику.

Положение усугублялось тем, что деньги, которые Панкратов скопил на дорогу, очень быстро подошли к концу. Ему пришлось останавливаться, искать работу и, получив зарплату, двигаться дальше.

Путешествие было небезопасным, пугали и звери, и грабители, и даже крестьяне глухих деревень иной раз встречали путешественника градом камней. Под Красноярском на него напали грабители и отпустили, увидев, что у парня в кошельке всего два целковых. В селе Миасском казаки натравили на него собак, еле отбился. Онисим завел специальный журнал, куда старосты деревень ставили свои штампы, чтобы можно было потом доказать, что он проехал этот маршрут. До Петербурга он добрался только глубокой осенью – в ноябре. Правда, здесь его ожидал приятный сюрприз: любители велоспорта Петербурга, как, впрочем, и москвичи, собрали для нужд Панкратова энную сумму денег. Их явно было недостаточно для всего путешествия, но на первое время должно было хватить.

Самым сложным участком маршрута для Панкратова было бездорожье Сибири и Урала. Железнодорожные обходчики не разрешали ему ехать по шпалам и все время гоняли его.

Велоклубы Москвы и Санкт-Петербурга оказали материальную помощь Панкратову для дальнейшего путешествия по Европе.

Там же, в Петербурге, был составлен дальнейший маршрут следования: Кёнигсберг, Швейцария, Италия, Сербия, Турция, Греция, снова Турция, Италия, Франция, Южная Испания, Португалия, Северная Испания и опять Франция. Покататься ему пришлось немало, но в конце концов он прибыл в Па-де-Кале, откуда и перебрался в Англию.

Поколесив по Великобритании, Панкратов собрался в Соединенные Штаты Америки. Но деньги имели дурную привычку кончаться. Впрочем, слава о русском чудаке бежала далеко впереди его: живущие в Англии русские писатели бросили клич, собрались и тоже подкинули деньжат. Так в начале зимы 1913 года Онисим оказался за океаном.

Здесь его ожидал не очень радушный прием. Как вспоминал потом гонщик: «Едешь по дороге, приближаешься к какой-нибудь ферме, хочешь отдохнуть, а тебя встречают с ружьем наготове и с заряженными кольтами…» Для покупки билета на пароход он трудился некоторое время грузчиком в порту. Для любителей статистики – США Панкратов пересек по маршруту: Нью-Йорк – Чикаго – Сан-Франциско. А потом он отбыл на пароходе в Японию…

И только проехав Страну восходящего солнца, Онисим перебрался в Китай и финишировал там, где он и начинал, – в Харбине. На все путешествие у него ушло 748 дней. А вот чисто технические данные: в этом путешествии он сменил 53 покрышки, 4 седла, 2 руля, 11 цепей и 750 спиц…

Завершил Онисим Панкратов свое путешествие в Харбине, затратив на прохождение всего маршрута чуть более 2 лет. Только сильная воля и неунывающий характер позволили ему совершить спортивный подвиг. В конце того года международная федерация наградила его почетной наградой.

Однако не в характере Панкратова было останавливаться на достигнутом. Его увлекла идея совершить кругосветное путешествие на самолете, и он поступает учиться профессии летчика.

К сожалению, в дальнейшем судьба отважного спортсмена сложилась не очень удачно. С велосипеда он пересел на… самолет, задумывал совершить кругосветное путешествие на летательном аппарате, но в его планы вмешалась Первая мировая война. Панкратов после обучения в Гатчинской авиационной школе отправляется на фронт. Он становится одним из самых успешных русских летчиков. Его использовали и как разведчика, и как бомбардировщика, были на его счету и сбитые самолеты. О том, что Онисим воевал храбро, свидетельствует такой факт: за полтора года, проведенных на фронте, он стал полным Георгиевским кавалером, произведен в поручики.

Последний его бой состоялся 5 сентября 1916 года под Двинском. В неравном воздушном поединке Панкратов сбил два немецких самолета, но не успел увернуться от третьего, который зашел в хвост. До последнего момента Онисим пытался посадить самолет, но в воздухе из-за сильного ветра летательный аппарат перевернулся и рухнул на землю…

Решением Главнокомандующего он был доставлен на родину в Казань и похоронен со всеми воинскими почестями. За последний подвиг он был представлен к ордену Владимира с мечами.

примечание: информация собрана из нескольких открытых источников данных в интернете и печатных СМИ. Некоторые факты, противоречащие друг другу были опущены, либо приведены те, которые имеют наибольшую частоту упоминаний.

* В некоторых источниках датой завершения пробега указывается 28 июля 1913 года.

2 комментариев к “Русское Первое Велокругосветное путешествие.”

  1. ПАНКРАТОВ Онисим Петрович
    Звание: Подпоручик
    Даты жизни: 09.02.1888 г. — 27.08.1916 г.
    Страна: Российская империя

    Биографическая справка:

    Онисим Панкратов родился 9-го февраля 1888 года в крестьянской семье Пензенской губернии.
    Окончил 4 класса Троицкой гимназии.
    20.06.1914 г. вступил в службу «охотником» в Военную авиационную школу.
    30.08.1914 г., по окончании курса школы на аппарате «Фарман», назначен в 12-й корпусной авиационный отряд.
    04.11.1914 г. был сбит во время воздушной разведки, получил общее сотрясение организма при падении самолета.
    18.04.1915 г. переведен в 26-й корпусной авиационный отряд, 02.06.1915 г. — в Новогеоргиевский крепостной авиационный отряд (с 15.08.1915 г. — 33-й корпусной авиационный отряд).
    15.02.1916 г. переведен в Онисим Панкратов 15-й корпусной авиационный отряд, 22.07.1916 г. — в 5-й авиационный отряд истребителей.

    27.08.1916 г. русский летчик Панкратов погиб в воздушном бою вместе с лейтенантом французской службы Анри Лораном, «будучи смертельно ранен разрывной пулей».

    Чины и звания

    Рядовой — 20.06.1914 г.
    Младший унтер-офицер — 14.04.1915 г.
    Прапорщик — Приказом по армиям Западного фронта № 1877 от 24.08.1915 г. за боевые отличия (производство утверждено ВП от 12.02.1916 г.).
    Подпоручик — 01.10.1916 г.

    Награды

    Георгиевские кресты: 4-й ст., 3-й ст., 2-й степени — «за боевые разведки до обложения крепости Новогеоргиевска и во время ее осады»;
    Георгиевская медаль 4-й степени

    Ордена:
    Орден Святого Георгия 4-й степени — ВП от 01.10.1916 г. «за то, что, состоя в 5-м отряде истребителей 5-го авиационного дивизиона 27-го августа 1916 г., получив известие о появлении в районе Двинских позиций эскадрильи неприятельских самолетов, вылетев ей навстречу и у оз. Дрисвяты вступил в бой с превосходным по силе противником, результатом коего был быстрый спуск неприятельского аппарата. Во время боя был ранен разрывной пулей и геройской своей смертью запечатлел содеянный им подвиг»;
    Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» — ВП от 03.01.1917 г.;
    Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом — ПАФ от 12.05.1917 г.

    Источники:

    Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: Биографический справочник / Сост. М.С. Нешкин, В.М. Шабанов. — М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. — 360 с, илл.
    Архивные источники:
    РГВИА. Ф. 2008. Оп. 1. Д. 1850; Ф. 2048. Оп. 2. Д. 129. Л. 417-419.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика