Подвиг «Стерегущего».

На рассвете 10 марта (26 февраля) 1904 года эскадренные миноносцы «Стерегущий» и «Решительный», возвращаясь в Порт-Артур после ночной разведки, наткнулись на четыре японских миноносца «Акебоно», «Сазанами», «Синономе» и «Усугумо». Впоследствии к ним присоединились два крейсера «Токива» и «Читосе».

Было совсем светло, когда «Стерегущий» и «Решительный» подходили к Порт-Артуру с юга. И здесь, на пересечку их курса, вышли четыре японских миноносца, повернув прямо на неприятеля, пошли на него. Японцы, зайдя с борта, пошли параллельным курсом.

Начался жестокий расстрел. На «Стерегущем» поднялись клубы пара и он пошел тяжело, как усталый путник.

«Решительный», шедший впереди, замедляет ход, поджидая товарища, два раза поворачивает назад, но, получив несколько пробоин, уходит вперед один, послав на прощанье наседавшему на него японскому миноносцу удачный снаряд в нос. Сейчас же японцы повернули назад. Зачем гоняться за неверной добычей, когда перед ними легкая и верная: четверо на одного, да еще подходит один крейсер. И волчья стая окружила, торжествуя, изнемогающего бойца…

Одним из первых пал командир миноносца, лейтенант Сергеев, с перебитыми ногами. Во время перевязки он был добит другим снарядом. Смертельно раненный командир миноносца лейтенант А.Сергеев отдал последний приказ: «…Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля». Видя, как падает прислуга при орудиях, мичман Кудревич стал сам стрелять из орудия и полег около него, сраженный гранатой. За ним пал старший лейтенант Головизнин, принявший на себя командование миноносцем, а механика Анастасова видели потом мертвого, плававшего со спасательным поясом. И самый миноносец был уже кладбищем, одной обширной братской могилой, обгоревшие, с зияющими пробоинами, с обрывками трупов, с грудами искривленного железного лома.

Получив очередное попадание, тяжело поврежденный «Стерегущий» стал терять ход, превращаясь в неподвижную мишень. Вскоре его разбитые орудия смолкли. В живых из экипажа почти никого не осталось. Заметим, что и японцам в этой схватке досталось, причем всем четырем миноносцам, и особенно «Акебоно», который был «отмечен» 27 снарядами со «Стерегущего».

И огромная могила высоко качалась на вспененных волнах, и катались по палубе остатки тех, что назывались людьми, и подпрыгивая от толчков, скатывались в море. Все было кончено. На борту миноносца стоял японский офицер и с почтением, смешанным с ужасом, глядел на ту, еще дымившуюся неостывшей кровью жертву, что по велению долга и чести принесла безропотно горсть безвестных русских людей. И уже спорят японские миноносцы о чести вести на буксире этого спокойного теперь, но еще так недавно метавшего сталь и огонь, мертвеца; уже закреплен буксир, и «Сазанами» тащит труп врага, сраженного, но не побежденного, не опустившего своего флага до последнего издыхания. Да и что за слава толпой задавить одного?

Но нет, еще не все кончено, потому что здесь-то и начинается самая удивительная страница борьбы славного «Стерегущего»: враги ошиблись, он еще дышал, и в последний раз вздохнул всей простреленной грудью, вздохнул глубоко духом тех двух матросов, которые на все увещания сдаться закрылись наглухо в трюме, где один из матросов открывает крышку кингстона и гордо хоронит себя, вместе с миноносцем, на дне океана.

Придем же теперь и поклонимся перед теми, для кого доблесть и честь были не слова, а дело тяжкое, бремя кровное, порой ужасное в своем подавляющем величии страданий и смерти. И пусть торжественное воспоминание о всех этих давно отошедших в вечность жизнях будет для нас действительно днем торжества и образы, отлитые в меди, свидетельствуют потомкам, что красота жизни — в подвиге и залог бессмертия — в самоотверженной смерти».

В память этого геройского подвига в С.-Петербурге, в Александровском парке, 10 мая 1911 г. торжественно открыт в высочайшем присутствии государя императора памятник героям. Скульптор К.В. Изенберг избрал именно тот момент для памятника, когда вода бурным потоком врывается в открытый кингстон; напрягая последние усилия, матрос прижимает крышку кингстона одною рукою, а другой поддерживает своего падающего товарища.

Достоверность факта «открытия кингстонов» ставится историками под сомнение. На мой же взгляд достоверность подвига и мужества сомнению не подлежит.

Источники:

Быков П.Д. Сражение у острова Цусима // Русское военно-морское искусство. Сб. ст. / Отв. ред. Р.Н. Мордвинов. — М., 1951; История военно-морского искусства / Отв. ред. Н.А. Питерский. Т. 3. — М., 1953; История русско-японской войны 1904-1905 гг. / Под ред. И.И. Ростунова. – М., 1977; Русско-японская война 1904-1905 гг. Работа военно-исторической комиссии по описанию русско-японской войны. T. 1-9. — СПб., 1910; Русско-японская война 1904-1905 гг. Работа военно-исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при Морском ген. Штабе. Кн.1-4, 6, 7. – СПб.-Пг., 1912-1917; Смирнов М.И. Цусима. (Сражение в Корейском проливе 14-15 мая 1905). – СПб., 1913.

5 комментариев к “Подвиг «Стерегущего».”

  1. Гибель «Стерегущего»
    Матросская песня

    Командир прокричал: «Ну, ребята!
    Для вас не взойдет уж заря.
    Героями Русь ведь богата:
    Умремте ж и мы за Царя!»

    И вмиг отворили кингстоны,
    И в бездну морскую ушли
    Без ропота, даже без стона,
    Вдали от родимой земли.

    И чайки туда прилетели,
    Кружася с предсмертной тоской,
    И вечную память пропели
    Героям в пучине морской.

    В том сила России грядущей:
    Герои бессмертны у ней.
    Так миноносец живет «Стерегущий»
    В сердцах всех российских людей.

  2. Есть подвиг. Зачем давать вместо него приукрашенную легенду?

    А открытие кингстонов не «оспаривается» — на этих эсминцах их просто не было.

  3. «Но подвиг экипажа «Стерегущего», конечно же, от этого ничуть не меркнет, о чем еще в 1910 г. сказал и.о. начальника Исторической части Морского генерального штаба Е.Квашин-Самарин: «Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу «Стерегущего» материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько велик был подвиг «Стерегущего», даже и без недосказанного мифа… Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но знайте же, что 26 февраля 1904 г. в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец «Стерегущий», потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа!».

    В связи со всеми этими обстоятельствами, которые были доведены до царя, Николай II наложил следующую резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий». Без предполагавшейся ранее надписи-упоминания о подвиге двух неизвестных нижних чинов. Памятник был открыт 26 апреля 1911 г. в Санкт-Петербурге в присутствии самого государя императора.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика