Сражение у Балаклавы.

25 октября 1854 года армия А.С. Меншикова предприняла попытку наступления между линиями осаждающих и британской базой в Балаклаве. Русским удалось внедриться в тыл и захватить несколько турецких орудий. Атаки русской кавалерии, пытавшейся развить успех, были отражены британской бригадой тяжелой кавалерии и выстроившимся в «тонкую красную линию» 93-м шотландским полком.

Главнокомандующий британским экспедиционным корпусом лорд Реглан (чье имя носит особый покрой верхней одежды) приказал своим кавалеристам атаковать русские войска на высоте под Балаклавой.

Лорда Лукана современники обвиняли в трагической ошибке. Командующий кавалерией лорд Лукан и командир легкой кавалерийской бригады лорд Кардиган неверно поняли приказ, переданный через адъютанта, и направили бригаду в узкую Северную долину, где она попала под перекрестный огонь русских пушек. Атака захлебнулась.

Выручила отступавших не менее доблестная атака 4-го французского полка «Африканских охотников», подавившая огонь русских батарей на одном из флангов. В атаку, длившуюся всего 20 минут, пошли 673 кавалериста, потери составили 247 человек и 497 лошадей. Подходящей эпитафией может служить высказывание французского генерала Пьера Ф. Ж. Боскета, наблюдавшего за атакой:»C’est magnifique, mais ce n’est pas la guerre («Это великолепно, но так не воюют»). Первоначально русские командиры подумали, что британские кавалеристы были пьяны, что несколько улучшило репутацию британской кавалерии на протяжении остальной войны. В результате русские сохранили свои позиции на Воронцовской гряде, господствовавшей над дорогой Балаклава-Севастополь.

Северная долина получила прозвище «Долина смерти», и по сей день любой мало-мальски знающий историю своей страны британец при упоминании этих слов сразу поймет, о чем идет речь. Современники возложили вину за поражение на генеральскую некомпетентность. Газеты писали о том, что лорда Кардигана в армии звали «тупицей», а престарелого лорда Лукана — «педантом». Со времен Наполеона Британия не вела крупных кампаний на суше, и, когда возникла нужда, лорда Лукана вызвали на службу после 17-летнего пребывания в отставке. Выжившие участники атаки продолжали ежегодно встречаться вплоть до 1913 года, а последний из них скончался в 1927 году — через 73 года после драматического события!

Причина столь пристального внимания к разовой атаке с чудовищными потерями и невнятным результатом — даже не в феноменальной эффективности лучшего воинского подразделения британской армии — Легкой бригады. Это было специальное «тепличное» соединение, в котором служили отпрыски благороднейших британских фамилий. Нобелитет. Те, чей моральный уровень заведомо был неизмеримо выше, чем у «вооруженных рабов» (по мнению английских офицеров) русской армии. Но это были не только лучшие фехтовальщики и храбрейшие из людей. У них под седлами были лучшие, породистые и призовые лошади Великобритании. А теперь представьте себе, как выглядит атака шести сотен лучших всадников на шестистах лучших лошадях!

В сражении при Балаклаве русские войска захватили часть вражеских редутов, разгромили английскую кавалерию генерала Кардигана и заставили противника отказаться от намечавшегося им наступления на Севастополь. Это сражение подняло боевой дух русских войск. В то же время оно послужило хорошим уроком для союзников, которые выделили дополнительные силы для охраны своего тыла.

аналогичная русская история:

Во время войны 1807 года под Аустерлицем два эскадрона русских кавалергардов получили приказ атаковать французское каре. Плотное скопление войска ощетинившихся французских штыков, на которое скачут всадники в шитых золотом белых мундирах. Красота неописуемая! Ведь кавалергарды – самый цвет русской армии, брали туда исключительно детей дворян, да не простых – через одного князья, графы, бароны. Служить в кавалергардском полку – большая честь! Там, как и у англичан, «cream of the cream» высшего общества. Но, увы, приказ столь же идиотский (такой же как и у англичан в Крыму спустя 50 лет), атака столь же бессмысленна, сколь и бесстрашна. «Кавалергарда век недолог…». Почти все погибли, единицы, сбитые с лошадей, попали в плен. Наполеон сказал по этому поводу, что никогда не видел такой красивой и бессмысленной атаки. Он спросил у одного из уцелевших офицеров: зачем они атаковали в поле в конном строю каре? Тот ответил, что эскадрон получил приказ и должен был его выполнить. Наполеон смахнул скупую мужскую слезу профессионального солдата и всех пленных велел отпустить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика