Об искусственном спутнике Земли

8627 мая 1954 года Сергей КОРОЛЁВ направил министру оборонной промышленности СССР Дмитрию УСТИНОВУ (а также в Совет Министров и Госплан) докладную записку «Об искусственном спутнике Земли», впервые официально поставив вопрос о его создании.
Чем больше мы узнаем о советской космической программе, тем все чаще приходится удивляться, каким образом она развивалась и как быстро претворялась в жизнь. Американцы провели секретное совещание, на котором обсуждалась возможность создания спутника, сразу после окончания Второй мировой войны — в октябре 1945 года. К 1954 году американский спутник получил одобрение всех высших чинов, а в августе 1955 года президент США Дуайт ЭЙЗЕНХАУЭР официально заявил, что американцы готовятся к его запуску. В это время Королев все еще числился «врагом народа», у него не было даже кандидатской степени, хотя его и избрали членом–корреспондентом Академии наук. Реабилитируют его, дадут звание доктора наук в 1957 году, когда в Советском Союзе под его руководством будет осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли.

Военные требовали от Королева ракет, он мечтал о спутниках и полетах человека в космос. И если первое было насущным требованием времени, то второе для руководства страны было чем–то нереальным. Начинал Сергей Павлович с привлечения на свою сторону академических кругов — математика Мстислава КЕЛДЫША, физика Петра КАПИЦЫ, наконец, президента Академии Александра НЕСМЕЯНОВА. Повернув такие яркие умы к космосу, Королев теперь мог обращаться к министерским и партийным чиновникам. Впервые с Устиновым он общался в феврале, тот был сдержан. Свою докладную записку конструктор дополнил ссылками на переводы из американских журналов: смотрите, нас могут обогнать! Но пока дальше создания Междуведомственной комиссии по координации работ в области организации и осуществления межпланетных сообщений во главе с академиком–механиком Леонидом СЕДОВЫМ дело не пошло.

Комиссия в действительности ничем не занималась, а только принимала заявки и проекты от всевозможных изобретателей, начиная с юных техников из Дворцов пионеров до солидных мужей с авторскими свидетельствами. Седов разъезжал по заграницам и выступал на различных форумах. Он–то и устроил сразу после заявления американского президента весьма неожиданную пресс–конференцию в Копенгагене, на которой сказал, что в СССР также уделяется много внимания космической проблеме и, возможно, советские спутники появятся раньше американских и превзойдут их по весу. Ему мало кто поверил, ведь будь все сказанное правда, ученого с такими знаниями просто не выпустили бы из СССР, но сенсацией заявление Седова стало. Мало того, когда его пророчество стопроцентно сбылось, академика за рубежом нарекли «отцом русского спутника», а он эту славу, таинственно улыбаясь, не опровергал.

Заявления американского президента и советского академика стали толчком, после которого развернулась настоящая гонка за космическое первенство, в которой первым оказался Советский Союз. Королев создал и межконтинентальные баллистические ракеты, но теперь не он был у Устинова, а Устинов при нем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика