Мы во всем правые! Или с каких пор и почему мы ездим по правой стороне.

EPUРаз уж зашла речь о дорогах, то, как ни вспомнить сегодняшнюю дату в истории нашего дорожного движения. Каким образом осуществлялась регулировка движения в пещерные времена неизвестно, вероятно, тогда еще не было сотрудников ГИБДД и движение на дорогах было более свободным. Особенно в Москве. Шутки-шутками, но вот такой простой вопрос – а как так получилось, что одни ездят по правой стороне, а другие – по левой терзал меня довольно долго. И сегодняшняя дата позволила мне окончательно поставить точки над Ё.

Оказывается, что все очень просто: правостороннее движение на дорогах стало складываться стихийно, что было главным образом связано с физиологией человека, существенной разницей по силе и ловкости разных рук в приёмах управления тяжёлыми конными экипажами, запряженными несколькими лошадьми. Сказалась особенность человека, что большинство людей правши. При разъезде на узкой дороге легче было направлять экипаж вправо на обочину или край дороги, натягивая правой, то есть более сильной рукой, вожжи, придерживая лошадей. Вероятно, именно по этой простой причине и возникла сначала традиция, а потом и норма разъезда на дорогах. Это норма, в конце концов, закрепилась как норма правостороннего движения.

Исключениями для удобства правой стороны были следующие обстоятельства:

При езде верхом. В этом случае правая рука находится на ударной позиции по отношению к встречному всаднику. Кроме того, садиться на лошадь с левой стороны удобнее, так как в этом случае оружие, подвешенное к поясу, не мешает посадке.

Езда в многоместном экипаже. В этом случае, находясь на правой стороне, кучер не заденет пассажира хлыстом. Также для экстренного разъезда можно ударить коней по правой стороне. Именно превалирование в дорожном движении повозок и послужило причиной левизны старушки-Британии.

В России ещё в Средние века правило правостороннего движения сложилось стихийно и соблюдалось как естественное поведение человека. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны».

Так вот, окончательно это было закреплено императрицей Елизаветой Петровной именно в этот день – 5 февраля 1752 года. Она издала Указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.

Несмотря на то, что и по сей пору у нас в стране именно такой образ передвижения по дорогам, существуют и общепризнанные исключения, которых насчитывается не так уж и много:

Во-первых, на Красной площади 9 мая два открытых автомобиля ЗИЛ ездят в левостороннем движении.

Во-вторых, существует разъезд с левосторонним движением в Москве на улице Лескова.

В Третьих, набережная реки Фонтанки в Санкт-Петербурге, где  стороны движения разделены рекой.

Ну и в завершение экскурса можно отметить, что различия применения правой и левой стороны в разных странах не ограничиваются только автомобильным или пешеходным движением. С разных сторон, например, доят коров и других дойных животных: коров в России — с правой стороны, а в странах Средней Азии — с левой. Вот такие мы во всем правые. А они… нет.

  • Мне больше нравится теория о конных воинах, держащих щит левой рукой, и разъезжающихся со встречными справа, чтобы не получить неожиданно удар. Левостороннее движение появилось у морских держав, повозки расходятся так же, как и корабли, я только не помню почему так.

    • d_pankratov

      есть такая версия
      против нее только тот факт, что основным транспортным потоком в городах все же были не военные люди, а гражданские

      • Когда то все гражданские были военными в военное время, впрочем и сейчас у нас точно такая же система.

        • d_pankratov

          не могу согласиться.
          как только образовались города — в них стало преобладать гражданское население, которое зачастую было лишено права на какое-то значимое оружие типа меча

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика