Волки! Волки!! Или реабилитация пастушка.
Я в детстве слышал много басен и сказок. Многие были весьма популярны и широко известны. Вот, например, широко известная басня про мальчика, который кричал «волки! волки!»… Вы все ее слышали, уверен. Вкратце она известна в изложении Л.Н.Толстого:
Л.Н. Толстой. Басня «Лгун».
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает,— не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
У этой басни есть интернациональное изложение, которое присуствует в культурах многих народов. Оно чуть шире, чем в изложении Л.Н.Толстого:
Пастух и волки
Молодой пастух, который пас овец местных крестьян, после целого дня, который он провел, наблюдая за кроликами и бабочками, совсем заскучал. Он стал думать о зверях, которые живут в лесу, окружающем луг, вспомнил рассказы крестьян о волках, которые нападали на овец. И вздрогнул. Интересно, придут ли крестьяне к нему на помощь, как обещали, в случае опасности. Он решил проверить их. «Волки! Волки! » — закричал он.
Его голос эхом отдался от холмов. И тут же крестьяне в деревне похватали лопаты и вилы и кинулись на помощь пастуху. Но, не обнаружив волков, вернулись к своим повседневным делам.
Пастуху понравилось внимание, которое он привлек к себе. И на следующий день, когда ему опять стало скучно, вновь закричал: «Волки! Волки!». И на этот раз крестьяне бросились бежать к нему. Когда же они и во второй раз обнаружили, что никаких волков нет, то порядком выбранили пастуха перед тем, как вернуться в деревню.
На третий день, когда пастух сидел, пересчитывая овец, из леса вышли волки и подкрались к стаду, которое пас пастух. «Волки! Волки!», — закричал пастух, но никто не пришел к нему на помощь. А волки уволокли нескольких ягнят в лес.
Пастух помчался в деревню. «Почему вы не пришли, когда я звал вас?» — закричал он. «Волки утащили овец».
А мы не поверили тебе», — ответили крестьяне. «Теперь тебе придется работать в поле, чтобы заплатить за потерянных овечек».
Но это не всё. Я намедни докопался до возможного первоисточника, который уходит корнями в восьмой век до нашей эры в Древний Китай, который тогда назывался Государство Чжоу. Было это во времена правителя Ю-вана. И зафиксированно в официальных хрониках.
Ю оказался безнравственным правителем, ищущим лишь удовольствия. Произведя сына и наследника от старшей жены, Ю увлекся гаремной женщиной и попытался сменить царицу и кронпринца на наложницу и ее незаконного сына. Его советники восстали против этого, но Ю настаивал, и в конце концов советники отступились. «Бедствие обрело форму, — заметил в отчаянии великий историк, — и мы ничего не могли с этим поделать».
Эта наложница, теперь ставшая царицей, разрушила царскую семью; не удивительно, что разрушение доставляло ей основное удовольствие. Она любила слушать, как рвется шелк, и поэтому приказывала приносить во дворец огромные куски дорогого материала, чтобы их рвали, развлекая ее. Несмотря на такое дорогостоящее занятие, она редко улыбалась и никогда не смеялась.
Ю пытался придумать, как развлечь ее, и решил, что зажжет для нее все сигнальные огни и ударит в барабаны боевой тревоги. Это был сигнал, предупреждающий о вторжении варваров; придя в волнение, жившие близко князья вывели свои армии и направились к стенам города. По прибытии они не обнаружили варваров. Их удивленные лица были такими комичными, что наложница громко рассмеялась — едва ли не впервые.
Но варвары также прибыли, и довольно скоро. Их земли располагались на севере и западе от земель Чжоу. Они перелились через границу и осадили столицу. Кроме того, с ними шли родственники первой жены царя Ю, разозленные, что ее отодвинули в сторону. Внешняя и внутренняя угрозы объединились в одном натиске, потрясшем династию.
Царь Ю приказал зажечь сигнальные огни и бить в барабаны — но феодалы пожали плечами и вернулись к своим делам. Они не хотели во второй раз становиться дураками, только ради того, чтобы развлечь предмет увлечения императора. В сражении с варварами Ю был убит. Варвары разграбили дворец, взяли в плен наложницу и вернулись домой*.
Вот так и закончилась династия Западного Чжоу, а всё из-за хихиканья… женского. И пастушок тут ни при чём.
- по материалам книги Сьюзен Уайс Бауэр «История Древнего мира. От истоков Цивилизации до падения Рима», гл. 46.