600 лет Танненбергской битве.

Грюнвальдская битва (Танненбергская битва, 15 июля 1410) — решающее сражение «Великой войны» 1409—1411 между Польшей, Великим княжеством Литовским, с одной стороны, и Тевтонским орденом — с другой. Битва закончилась полным разгромом войск Тевтонского ордена. Произошла близ Грюнвальда, Танненберга и Бреслау (Пруссия), откуда и получила своё название.

«Великая война» 1409—1411 возникла из-за стремления Великого княжества Литовского вернуть находившиеся под властью Тевтонского ордена литовские земли (Жемайтию); Польша выступала союзником княжества в этом конфликте.

3 июля 1410 соединенные польско-литовские войска под командованием польского короля Владислава II Ягайло (Ягеллона) двинулись к границе владений Тевтонского ордена, навстречу им из столицы орденских владений Мариенбурга (современный Мальборк) вышла армия под командованием великого магистра ордена Ульриха фон Юнгингена. Среди тевтонцев, кроме собственно членов ордена и их вассалов, были рыцари из Германии, Австрии, Франции и Англии, а так же наёмники швейцарцы, англичане, чехи, поляки и др., всего 51 знамя, общей численностью 15 тыс. человек (по мнению польского историка А. Надольского) . Польско-литовская армия насчитывала 91 хоругвь, 32 тыс. человек. Армия Польши 20 тыс., войска литовского князя 10 тыс. и около 2 тыс. татар.

Согласно средневековому хронисту Яну Длугошу, армия ордена состояла из 51 знамени. Из них 5 знамен высших орденских иерархов, 6 предоставлены прусскими епископствами, 31 выставлены территориальными единицами и городами и 9 — отряды иностранных наемников и гостей. Особую роль играли «большое» и «малое» знамя гроссмейстера и знамя Тевтонского ордена под командованием великого маршала. Своими полками командовали великий комтур и великий казначей. Ядро войска составляли братья рыцари, под Грюнвальдом их было около 400—450 человек. Поэтому они выполняли функции командиров высшего и среднего ранга. К другой категории относились полубратья, люди недворянского происхождения, которые в отличие от братьев рыцарей не давали монашеских обетов и могли служить при ордене непостоянно, а в течение некоторого времени. Наиболее многочисленная категория воинов, состояла из бойцов, мобилизованных на основе вассальной принадлежности, а также на основе так называемого «рыцарского права» (ius mititare). Мобилизация в войске Тевтонского ордена производилась на основе права «прусского», «хелминского», «польского». Право хелминкое имело две разновидности: Rossdienst и Platendienst. Первая разновидность с каждых 40 ланов необходимо выставить одного бойца в полном вооружении с конем и двумя оруженосцами. Вторая разновидность обязывала выставить одного воина в легком вооружении и без сопровождающих. Право польское предусматривало мобилизацию в соответствии с «наилучшеми возможностями»(Sicut Melius Potverint). В основном доминировало «прусское право»(sub forma pruthenicali), объединявшее владетелей имений не больше 10 ланов, которые отправлялись в конном строю без сопровождения. Призывались на воинскую службу так называемые «вольные пруссы» (Freie) и горожане. На стороне тевтонского ордена воевали наемники из Германии, Австрии, Франции, а также полки польских князей Конрада Белого Олесницкого и Казимира Щецинского.

Армии Польского королевства была мобилизована на основе «pospolite ruszenie»(expidito generalis) и состояло преимущественно из конницы. Польское войско включало собственно польские полки, полки наемников (чехов и моравов, силезцев), а так же полки «земли Леопольской», «земли Подольской, которая имела три знамени, ввиду многочисленности своего населения», «земли Галицкой»; Преимущественно хоругви формировались по территориальному признаку — «земские хоругви». Собственные хоругви выставляли духовные и светские феодалы королевства. В битве участвовали две королевские хоругви — «Надворная» и Гончая». Самой важной считалась Великая Краковская хоругвь, её знамя было знаменем всего войска. Имелись три хоругви наемников. В хоругви св. Георгия служили чехи и моравы, в хоругви Яна Янчиковича — моравы и в хоругви Гневоша из Далевиц — чехи, моравы, силезцы. Всего в польской армии было 51 хоругвь: 2 королевские, 3 князей мазовецких, 17 земских, 26 сформированных духовными и светскими феодалами, 3 наемников. По словам Длугоша, армия Польского королевства намного превосходила армию ордена по количеству рыцарей.

Литовское войско мобилизовалось приблизительно на тех же условиях что и польское и состояло почти или целиком из конницы. В составе Литовской армии, которой командовал великий князь Литовский Витовт, двоюродный брат Ягайло, находились Гродненский, Ковенский, Лидский, Смоленский, Мстиславский и Оршанский (под командованием князя Смоленского Семена Лингвена Ольгердовича), Полоцкий, Витебский, Киевский, Пинский, Новгородский, Брестский, Волковыский, Дрогичинский, Мельницкий, Кременецкий, Стародубский хоругви; на стороне польско-литовской армии выступала также татарская конница Джелал-эд-дина — союзника князя Витовта. Войско князя Витовта состояло из 40 хоругвей, весьма этнически разнообразных.

15 июля противники сошлись на равнине в треугольнике между селами Грюнвальд, Танненберг (ныне — Стембарк) и Людвигсдорф (ныне — Лодвигово). Войска ордена выстроились фронтом в 2 км между Грюнвальдом и Таннебергом (в западной историографии сражение обычно называют битвой при Танненберге) в две линии. Правое крыло первой линии возглавлял Конрад Лихтенштейн, левое — Фридрих Валленрод, вторую линию — сам великий магистр. Союзники выстроились в три линии на протяжении 2,5 км между Грюнвальдом и Людвигсдорфом. На левом крыле находились поляки (совместно с чехами, русскими и др.) под командованием коронного маршала Польши Збигнева из Бжезя, третья линия — во главе с самим Владиславом, на правом — литовские войска под руководством Витовта, на крайнем правом фланге — татарская конница Джелал-эд-Дина, старшего сына Тохтамыша.

В 12 часов дня Грюнвальдская битва началась. Конница Великого Княжества атаковала крестоносцев. Витовт бросил на крестоносцев легкую конницу, которая быстро преодолела расстояние между войсками, тевтонцы успели сделать два выстрела из пушек, да и то ядра пролетели над головами всадников. Большая часть конницы обошла волчьи ямы и достигла первой линии крестоносцев. Следом за ней в бой пошли остальные хоругвии, коим уже не угрожала опасность пушечных выстрелов и лучников. Рыцарская конница смогла вступить в бой лишь тогда когда подошли основные силы Великого Княжества. Магистр ордена решил что в бой пошли все силы Княжества и решил ударить по ним рыцарской конницей, но эффекта должного это не принесло. Литвине забросали крестоносцев стрелами страдали в основном кони, а лишившись коней войско ордена теряла маневренность. Тем временем задние ряды союзного войска отступили а первые, вслед за этим » побежали». определенная часть крестоносцев кинулась в погоню, но не догнав легкую конницу вернулась назад. Вторая часть войска бала заманена в засаду. «Хроника Лiтоуская i Жамойцкая» описывает это так: «Навели немцев на свои гарматы, навевши раскочилися, а тут зараз з гармат дано агню, где зараз немцов килка тысячий полегло».

Далее события разворачивались следующим образом: крестоносцы атаковали центр войска Великого княжества. Польский хранист Ян Длугаш вспоминает про подвиг трех Смоленских полков. Они занимали местность, где проходила дорога из Таненберга в Логдов, по которой крестоносцы иогли обойти правый фланг поляков и разгромить его. До прихода резерва смоленские полки сдерживали удар крестоносцев. Один полк был полностью уничтожен, но два других выстояли. На помощь этим полкам Витовт выслал несколько хоругвий. Этот шаг изменил ход битвы. Вместе со смолянами, удар крестоносцев сдержали виленская, трокская, городенская и жамойцкая харугвия. Хронист Стрыйковский описывает это так: «Трокская, виленская шляхта з Жамойцю стала трывалi з Вiтаутам, i палякам мужна дапамагалi. Але ж iншыя паветы лiтоускiя разбеглiся хто куды мог у розныя бакi. I галоунай з святым Юрыем харугвы не стала, на якую усе войска Лiтоускае глядзела. Ужо было цяжка Лiтве, але Вiтаут на чале з Наваградцамi i з Валынцамi смела стаяу».

Оказавшись в тяжелом положении Витовт обратился за помощью к королю польскому — Ягайле — «Ты iмшу слухаеш, а князi ды паны, браты мае, ледзве не усе забiтыя ляжаць, а твае людзi нiяк iм дапамагчы не хочуць». Затем Витовт со найвернейшими и нийнадежнейшими королевскими дворянами — «каморным гуфам» (быстрее всего Витовт вел личный отряд Ягайлы, — отряд Жигимонта Карыбута и отдел князя Фядушки, которые имели знамена с гербом «Пагоня», поскольку поляки приняли эти хоругвии за Литвинское войско) вернулся в бой.

Положение на этом этапе сложилось не на пользу союзного войска. Крестоносцы кинули в бой все силы. Под их напором отступили и Поляки. Великий королевский сцяг упал. И именно в этот момент Витовт с лучшими хоругвиями ударил по крестоносцам. Витовт, возглавляя второй гуф польского войска разбил оставшиеся хоругвии Фридриха фон Валенрода. Крестоносцы начали отступать. Тогда магистр Ульрих фон Юнгинген, на пятом часу битвы сам повел в атаку 16 хоругвий рыцарской конницы. Крестоносцы прорвали фронт и оказались в тылу поляков. Положение спас ввод в бой третьего гуфа. По левому флангу крестаносцев ударили литвинские хоругвии, которые вернулись из «бегства» и разбили Валенрода. Крестоносцы потеряли боевой дух. Пруские ополченцы начали сдаваться в плен. Кульмская хоругвия побежала с поля боя. Магистру предлагали покинуть битву, но он отказался «Не дай Бог, что бы я уехал с поля битвы, на котором погибло столько храбрых». Великого магистра убил воин Юрий, быстрее всего этот воин и сам погиб, поскольку о нем не сахранилось ни каких данных. Крестоносцы были окружены и побеждены. Остатки войска ушли в укрепленный лагерь, который в скоре был взят штурмом, почти все его защитники пали. За бежавшими была кинута татарская конница. Войско крестоносцев было уничтожено до основания. Пали в бою Великий магистр Ульрих фон Юнгинген,великий маршал Фридрих фон Валенрод, великий комтур Куна фон Лихтэнштейн, и многие другие.

Погибло 205 орденских братьев, включая всех трех командующих. Общие людские потери составили около 8000 человек. Потери польско-литовского войска неизвестны.

Около трети тевтонской армии полегло на поле боя, было убито практически все руководство Ордена, значительное число рыцарей попало в плен. Союзники «стояли на костях» три дня, после чего начали движение к Мариенбургу.

Замок был осажден, однако уставшее и ослабленное польско-литовское войско не решилось на штурм. Витовт отвел свои войска из-за угрозы восточным рубежам княжества, польские ополченцы стремились вернуться домой до уборки урожая. В результате через несколько недель осада была снята.

Завершивший Великую войну Торуньский мир 1 февраля 1411 имел относительно мягкие для Ордена условия: тот терял Жемайтию в пользу Великого княжества, Добжиньскую землю в пользу Польши и выплачивал контрибуцию. Однако фактическое уничтожение армии, необходимость выплаты контрибуции и выкупа за пленных рыцарей подорвали могущество тевтонцев — ряд ганзейских городов отказался от союза с ними, приток наемников и рыцарей из Центральной Европы сократился. Несмотря на это, как самостоятельное государство Орден просуществовал ещё более века.

Как признал немецкий историк Е. Войгт: «Один день Грюнвальда уничтожил хвалу и силу Ордена. Был тот день его наивысшей славы, рыцарского мужества, героического духа, но вместе с тем последний день величия, сила и счастья. С утра того дня начался его упадок на все времена».

Польские, литовские, белорусские, русские земли были спасены от немецкой агрессии.

Источник: Википедия, Польша.ру и другие.

4 комментариев к “600 лет Танненбергской битве.”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика