День железнодорожника.

11 ноября 1837 года (30 октября по ст. ст.) — открылась первая в России (и шестая в мире) железная дорога общего пользования. Она связала Санкт-Петербург с Царским Селом и имела длину 27 км.

Как писала газета «Ведомости», «была суббота, горожане стекались к старой полковой церкви Введения у Семеновского плаца. Они знали, что открывается необычная железная дорога и «стальной конь, везущий сразу много-много карет» отправится впервые в путь. Однако не всем удалось увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно, простолюдинов не пускали. Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург — Царское Село».

Управлял «огнедышащей машиной» главный строитель дороги Франц (Франтишек) Герстнер — инженер, чех по национальности, которому летом 1835 года удалось получить разрешение на создание акционерного общества для строительства «в виде опыта» линии от Петербурга до Царского Села и Павловска. С этого рейса, длившегося 35 минут, ведут свой отсчет русские железные дороги. Максимальная скорость состава, состоявшего из паровоза «Проворный» и восьми желто-голубых вагонов, достигала 64 км/час. И это при мощности 40 лошадиных сил!

Современники так описывали Царскосельскую дорогу: «Вот идёт паровоз с трубой, из которой валит дым; машина тащит за собой несколько повозок, в которых помещается более 300 человек; сила равна силе 40 лошадей; в один час она пробегает пространство в 30 вёрст. От Царского до Павловска 5 вёрст пробегает ровно в 7 с половиной минут. К машине приделана труба другого рода, в неё, в продолжение пути, кондуктор трубит, остерегая зрителей. Длинная вереница экипажей прилажена к паровозу: вот огромный дилижанс, вот берлины, шарабаны, широкие крытые повозки с шестью рядами скамеек на пять человек каждая; вагоны, повозки открытые для помещения такого же числа пассажиров; вот огромные фуры и телеги для разной клади; вот ряд роспусков для перевозки животных: лошадей, коров, овец, телят и птиц домашних; вот чаны для разных жидкостей, буфеты для съестных припасов».

Первая российская дорога длиною в 25 вёрст, шириной колеи в 0,857 саженей (182,85 см) была построена за год и восемь месяцев. Специально образованное акционерное Общество Царскосельской железной дороги израсходовало на её сооружение 5 млн. рублей ассигнациями.

Тогда в русский язык вошли и новые слова. Главное, конечно, «паровоз» — для отличия от водяных пароходов. Ведь до этого наряду с названием «локомотив» употребляли слова «пароходные повозки» или «сухопутные пароходы». Не сразу появилось и слово «рельсы» — их звали грифами, брусьями, дорожками, полосам», колесопроводами и даже шинами. Изменилось и значение слова «вокзал». Прежде оно означало увеселительное заведение, а теперь перешло на станционное здание. Хотя самый первый в Павловске и строился-то именно как концертный зал и ресторан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика