Бурану — 22.

Работа по программе «Энергия» — «Буран» началась в 1976. 86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР (всего около 2,5 млн человек) принимали участие в создании этой системы.Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО «Молния». Новое объединение возглавил Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, уже в 1960-е годы работавший над проектом многоразовой авиационно-космической системы «Спираль».

Производство осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 г.; к 1984 г. был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Жуковский) — воздушным транспортом (на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т) — на космодром Байконур.

15 ноября 1988 года Советский Союз осуществил первый запуск своего космического челнока грузоподъёмностью 30 тонн и стоимостью свыше 20 миллиардов рублей. Названный «Бураном» и выведенный на орбиту ракетой «Энергия», первую ступень которой проектировали, отрабатывали и собирали днепропетровские ракетостроители, а систему управления носителя — харьковские. Совершив два витка вокруг Земли на орбите высотой 250 км, он в режиме планера, выполнив боковой маневр по трассе спуска около 1500 км, идеально приземлился на специальный аэродром в районе старта — Байконур. Долгожданный триумф советской ракетной техники! Так писали тогда советские газеты.

На борту корабля не было людей — более полусотни систем управлялись автоматически по программам, заложенным в бортовую ЭВМ.

В отличие от американского челнока, который с самого начала разрабатывался как пилотируемый корабль, советский «Буран» должен был уметь летать в беспилотном режиме. Это усложняло задачу разработчиков системы управления.

«Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться», — говорил в начале ХХ века австрийский писатель Карл Краус.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика