Сражение при Себеже.

В ходе Русско-литовской (Стародубской) войны 1534–1537 годов в этот день в 1536 году Русские войска разбивают литовскую армию под стенами крепости Себеж.

Первое летописное упоминание о Себеже датировано 1414 годом в связи с нападением на русские пределы литовского короля Витовта. В том году город был взят и сожжен. С 1414 года Себеж был под властью Речи Посполитой. С консолидацией русских земель в начале 16 века вокруг Москвы, в 1534 году наряду с другими пограничными городами Себеж был освобожден. В 1535 году в Себеж прибыл для возведения крепости Василий Шуйский. Руководство строительством Шуйский возложил на воеводу Ивана Бутурлина. Место для новой крепости было выбрано на шестнадцатиметровом мысу. Здесь селились люди еще до основания городка и до сих пор сохранились остатки древнего поселения. С мыса, выбранного для основания крепости, открывается прекрасный вид на широкую водную гладь.
Гарнизон крепости составили 500 пищальщиков из Пскова. Крепость была деревянной, без особых укреплений, но она возвышалась над окружающей местностью , что составляло важное стратегическое преимущество.
27 февраля 1536 г . 20-тысячное войско киевского воеводы Андрея Немировича и полоцкого воеводы Яна Глебовича осадило Себеж. Крепость защищал гарнизон под командованием воевод П.В. Засекина и Тушина. Немирович начал приступ с обстрела крепостных укреплений. Однако его пушки действовали плохо. Не причинив никакого вреда осажденным, они в основном били по своим. В конце концов себежский гарнизон сделал вылазку и нанес литовцам полное поражение. Их остатки отступили к Себежскому озеру, стремясь уйти на другой берег. Но лед под ними проломился, и большинство воинов оказалось под водой. Войско Немировича почти полностью погибло. После этого поражения литовский князь Сигизмунд I вступил с Москвой в переговоры о перемирии. Оно было заключено в 1537 г. В честь Себежской победы правительница России Елена Глинская велела заложить в крепости церковь Живоначальной Троицы. Победители захватили богатые трофеи, в том числе знамена и «варганы» (сигнальные музыкальные инструменты). Во время боев под Себежем «из сороковые пищали » был убит один из литовских воевод «пан Воитек Николаев».

«Недовольный, что в его владениях россияне построили замок, — продолжает он, — Польский король Сигизмунд Первый в 1536 году [февраль — И.Л.] повелел киевскому воеводе Немире с войском двинуться к Иван-городу и разорить его. Приступы Литовцев к укрепленному замку были неудачны: скопившиеся на перешейке, разимые пушечными выстрелами литовцы разбежались по озеру в обе стороны, где от заломившегося под ними льда многие потонули. Чтоб довершить поражение, воеводы: князь Засекин и Тушин, учиня вылазку, погнались за бегущими, захватили пленных, отбили знамена, пушки. Наградя воевод и войско, великая княгиня Елена повелела в память победы построить в Себеже церковь Святой Троицы…»
ист.: Без-Корнилович М.О. Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии. СПб., 1855.

также далее: Пестун — Себежский идол

Идол Пестун (в специальной литературе по славистике известен еще как «Себежский идол»), к которому едут паломники со всех концов России, европейских стран и даже с американского континента, официально «числится» экспонатом Себежского краеведческого музея.

Пестун, в переводе со старославянского, значит «воспитатель», «нянька». К нему наши далекие предки, финно-угры и славяне, приходили на поклон со своими просьбами и мольбами, как мы сейчас приходим в церковь. Чтобы задобрить каменного истукана, сделать его более отзывчивым, они оставляли у подножия идола подношения, обычно что-нибудь из домашней снеди.

— И до сих пор приходят и приносят, — сообщает директор Себежского музея Алексей Петренко. — Просят у Пестуна здоровья и удачи в делах. Школьникам нужны хорошие отметки. Молодожены хотят иметь крепкие семьи и здоровых деток. Благодарят деньгами, мелкой монетой, а то, как когда-то в старину, и продуктами. Я не раз находил яйца, творог, оставленные в экспозиции в качестве подношения Пестуну.

По словам Алексея Станиславовича, себежский идол известен, в первую очередь, как хороший врачеватель, особенно при бесплодии. Отсюда, наверное, его широкая мировая слава. Идола случайно обнаружили в глубоком болоте у деревни Техомичи в конце XIX века. Рядом с этим местом находился святой источник. Потом возле Пестуна местные священники стали служить молебны. Они убеждали прихожан в том, что идол — это вовсе не языческое божество, а нерукотворный образ Богородицы. Верили ли священники в то, что говорили, теперь сказать сложно. Возможно, батюшки пытались таким способом отвратить паству от языческих обрядов. Пусть люди считают, что приходят не к языческому изваянию, а к самой Богоматери. И что к ней обращены их молитвы и сокровенные желания.
Историки же считают, что в каменном изображении древние люди увековечили образ Матери Прародительницы. Случилось это, вероятно, в первой половине первого тысячелетия нашей эры.В болото каменное изваяние угодило в 1772 году, после третьего раздела Польши. До этого Пестун был местом поклонения многочисленных паломников со всех концов Речи Посполитой. Люди как добропорядочные христиане, конечно же, посещали и храмы, но в особых ситуациях обращались за помощью к языческим божкам.
Екатерина Вторая решила покончить с пережитками древней Руси на новых территориях Российской империи самым решительным образом. Она прислала вооруженный отряд солдат, которые начали громить капища, как это делал еще при крещении Руси князь Владимир и его дружинники. Идолов разбивали или сбрасывали в болота. Как видим, не помогло. Даже в музеях, куда божки переместились в качестве экспонатов, они до сих пор востребованы. Есть сведения, что действующие языческие капища на Псковской земле существовали и в начале ХХ века. Их следы прослеживаются даже под Псковом.
Нам оставалось только посетовать на невежество людей, подивиться их наивности и легковерию.
— В музей приезжала из Москвы женщина, которая много лет безуспешно пыталась победить бесплодие, — рассказывает Алексей Петренко. — Она несколько раз выходила замуж, обращалась к разным врачам, ездила по санаториям — ничто не помогало. Ее последней надеждой и стал «Себежский идол». Спустя несколько месяцев, мы случайно встретились с этой женщиной в столице. Она ждала ребенка.

Источник: Псковская Правда

Один комментарий на “Сражение при Себеже.”

  1. 500 пищальщиков из Пскова — это очень приличный гарнизон для города тех времен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика