Первое ПВО на колесах

010Бурное развитие авиации привело к созданию зенитных установок, которые для повышения мобильности стали монтировать на автомобили. К началу Первой мировой войны инженер Путиловского завода Ф. Ф. Лендер создал 76 мм зенитную пушку.
В августе 1914 года Главное артиллерийское управление заказало заводу 12 таких орудий и установку их на шасси грузовых автомобилей. В декабре, после изготовления первых 4 орудий, началось формирование зенитной автомобильной батареи.
18 марта 1915 годасформирована первая в истории русской армии специальная автомобильная батарея для стрельбы по воздушным целям.
Первый проект специальной зенитной пушки был представлен на рассмотрение Главного артиллерийского управления еще в 1910 году. Однако только в марте 1915 года, когда уже более полугода шла первая мировая война, в России была сформирована первая автомобильная батарея для стрельбы по воздушным целям. Батарея формировалась при Офицерской артиллерийской школе в Царском Селе. Командиром назначен гвардии штабс-капитан В. В. Тарновский. 25 марта батарея была отправлена на Северный фронт, формирование батареи дало толчок развитию отечественной войсковой противовоздушной обороны.

1001385-i_056Всего за 1914 — 1917 г.г. были сформированы 251 зенитная батарея, но из них только 30 были оснащены зенитными пушками образца 1914 года. Сама пушка была разработана на Путиловском заводе инженером Ф.Ф. Лендером и капитаном В.В. Тарновским. Это было первое орудие, оснащенное полуавтоматическим клиновым затвором с инерционной полуавтоматикой. Первоначально угол возвышения орудия был 65 градусов. В 1915 году Путиловский завод начал выпуск улучшенной 76-мм зенитной пушки образца 1914/15 года с углом возвышения 75 градусов.
В советское время пушка выпускалась до 1934 года на заводе N 8. Лафет пушки представлял собой тумбовую установку, которая болтами закреплялась на неподвижной плите или площадке повозки. Пушка устанавливалась на боевых кораблях, автомобилях, специальных повозках и на стационарных зенитных батареях. В 1928 году пушка прошла модернизацию, которая заключалась в увеличении длины ствола до 55 калибров, увеличении начальной скорости до 730 м/сек и досягаемости по высоте до 8000 м. Пушка могла стрелять всеми выстрелами от 76-мм дивизионных пушек. К ней был разработан ряд специальных снарядов, содержащих в качестве поражающих элементов не только шаровые пули, но и стержни различной формы и веса. В части снарядов такие элементы были попарно соединены стальным тросом, что позволяло увеличить степень поражения самолета.
Пушка приняла участие в Великой Отечественной войне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика