«Умри, Денис!»
В области драматургии Фонвизин известен следующими творениями: «Корион», «Бригадир», «Недоросль», «Добрый наставник», «Выбор гувернера».
В комедии «Бригадир» действуют две семьи провинциальных помещиков. Образ Ивана, сына бригадира, неистового галломана, занимает центральное место. Фонвизин показывает, как паразитические условия существования помещиков воспитывают не только тупого, невежественного и жестокого тунеядца, но и холодного, расчетливого эгоиста, циника и развратника, ярого ненавистника отечества, бездушное существо, не знающее рода и племени.
Пушкин очень высоко ценил веселость и крайне сожалел, что в русской литературе так мало истинно веселых сочинений. Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.
Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».
Творец «Недоросли» был не только крупным и талантливым драматургом XVIII века. Он — один из основоположников русской прозы, замечательный политический писатель, воистину великий русский просветитель, бесстрашно, в течение четверти века, воевавший с тиранией. Эта сторона творческой деятельности Фонвизина изучена недостаточно, и потому прежде всего, что до сих пор не собраны и не изданы все оригинальные и переводные сочинения Фонвизина.
Интересные факты
Фонвизин упоминается, без обозначения имени, в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
… Право, мне очень нравится это простодушие! Вот вам, — продолжала государыня, устремив глаза на стоявшего подалее от других средних лет человека с полным, но несколько бледным лицом, которого скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами показывал, что он не принадлежал к числу придворных, — предмет, достойный остроумного пера вашего!
— Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно, по крайней мере, Лафонтена! — отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами.
Фонвизин упоминается в романе Евгений Онегин:
Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
и переменчивый Княжнин…
Умри, Денис, лучше не напишешь — слова, приписываемые Григорию Потёмкину, которые, как считается, были сказаны им Денису Фонвизину после премьеры его пьесы «Недоросль» 24 сентября 1782 года. Фраза стала крылатой и служит для одобрения чьего-либо успеха. Существует множество вариантов этой фразы от наиболее пространного «Умри теперь, Денис, или хоть больше ничего уже не пиши: имя твоё бессмертно будет по этой одной пьесе» до самого краткого: «Умри, Денис…».
Первое известие о знаменитой фразе появляется в самом начале XIX века. В 1805 году в журнале «Друг просвещения» по частям печатался «Словарь русских светских писателей» митрополита Евгения (Болховитинова). Статью о Фонвизине написал его друг и первый исполнитель роли Стародума актёр Иван Дмитревский. Рассказывая о премьере «Недоросля» он писал: «Говорят, что при первом представлении сей Комедии на Придворном Театре покойный Князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, выходя из театра, подозвал к себе Сочинителя и с обыкновенным своим просторечием сказал ему шутя: „Умри теперь, Денис, или больше ничего уже не пиши; имя твое бессмертно будет по этой одной пиесе“».
Источник анекдота в статье указан не был, а сама она стала первоисточником для всех последующих авторов. Слова эти множество раз повторялись затем в обширной литературе о Потёмкине и Фонвизине. Примечательно, что почти каждый раз они приводились в различных редакциях, по-разному. В мемуарах, статьях, книгах о Фонвизине можно насчитать до полутора десятков вариантов.
По мнению многих исследователей, Потёмкин не мог сказать этого, поскольку его на премьере «Недоросля» в Петербурге не было. Он находился в это время на юге России. Кроме того, к Фонвизину он относился не слишком благосклонно, поэтому столь восторженная реакция с его стороны представляется весьма маловероятной.
В Москве имеется улица Фонвизина, названная так в честь драматурга.
Рассказывают, что в одной из московских гимназий проходил конкурс, победитель которого получал место в только что открытом на тот момент Московском Университете. Вопрос был таков: «В какое море впадает Волга?». Один из учеников ответил, что в Средиземное. Второй, что в Чёрное, в результате, он и был принят в Университет как давший более близкий к правильному ответ. Ирония судьбы заключалась в том, что этим учеником был будущий автор «Недоросля» Фонвизин.
В последние годы жизни Фонвизин работал над своим автобиографическим произведением «Чистосердечное признание», но закончить его не успел. Умер Фонвизин 12 декабря 1792 года в Санкт-Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре.