Ночь Предков

chto-nam-vedunyi-govoryat-noch-svaroga-i-den-svaroga-e1336020979691Близится Ночь Предков, когда люди во всём мире, зачастую настолько разные в своих путях цивилизации, вспоминают свою древнейшую традицию обращения к тем, кто был до них, к душам своих умерших Предков.

Дата этого обряда разбежалась в разных народах на разное время, но суть осталась прежней. Не смотря на общую, ставшее в современном мире нормой, нарочитую карнавальность действия, оно сохраняет остатки сути того древнего восприятия обряда, которое было заложено в нём изначально.

Это осенние Деды у восточных славян, приуроченные к различным субботним дням со времени уже принятия христианства. Это осенние задушницы у болгар и сербов, приходящиеся на субботу перед Димитровым днём, 26 октября, реже после него. Это хорватско-словенские — у славян-католиков главные в году поминальные дни, приуроченные к первым числам ноября, которые совпадают с церковными датами поминовения Всех Святых (1 ноября) и душ умерших родственников (2 ноября).

День памяти святых впервые был введен в Европе в 998 году в монастырях бенедиктинцев, а с XIII века принят во всей западной церкви как официально признанный праздник памяти по умершим.

И, несмотря на то, что в наше время наибольшей известностью пользуется Halloween (All-Hallows-Even), который пришёл к нам от древних кельтов из Ирландии и Шотландии, и который, как раз в своей наибольшей карнавальности сумел одолеть противодействие церкви именно за счёт своей показной несерьёзности и скоморошности, даже в нём точно также прослеживаются хтонические начала самых древнейших эпох.

Наслоение христианской обрядности в обряд почитания Предков внесло лишь незначительные изменения в его ход. Так, вычитывая имена Предков, которые хранились в памяти всех зрелых членов семьи, глава Рода потом читал «Отче наш…», перечисляли всех умерших родных вплоть до седьмого колена.

В чём же отличие поминального обряда на Ночь Предков от поминок на похоронах, помимо того, что первые привязаны к определённой дате, а вторые — ситуационные, или как это принято говорить по научному, окказиональны. Помимо этого очевидного отличия, есть и ещё одно, которое является существенным и проводит грань, определяющую кардинальную разницу, а именно: когда идёт обряд на поминках при похоронах, то задача присуствующих на нём обеспечить благожелательный приём для ушедшего среди тех, кто его ждёт, а когда идёт ночь Предков — задача стоит в том, чтобы сочетать свою жизнь с жизнью тех, кто ушёл. То есть, что в первом случае — главное это прославить ушедшего, а во втором — добиться признания своего достоинства по отношению к ушедшим. Первое — персонифицированно, а второе — всеобщее действо, которое не акцентируется на определённом индивидууме.

Основным моментом критики, которая могла бы быть принята на современном этапе к сведению, выступает потеря связей между поколениями, когда зачастую современные семьи не имеют представления о том, кто были их предки не только в седьмом колене, но, зачастую и даже в четвертом. А некоторые, желая иметь это представление, не имеют возможности восстановить эту информацию (хотя надо отметить, что современные услуги в этом направлении делают это реальным). Что же в этом случае?

Да, многие из нас не помнят имён своих дальних Предков и считают, что поэтому они потеряны для них. Но это не так. Нить идёт от них к вам и они знают наши имена. Каждый из ушедших Предков знает каждого из нас и дела наши. И нет более чистого суда по совести, нежели чем суд Предков своих. Зная, что живём под приглядом ушедших не потянешься к худому, если чтишь свои традиции и обычаи. Эта древнейшее верование и легло основой практически во все современные культов, начиная от христианства и, заканчивая, социалистическим безбожием с его культом Героев.

Для Славян — это день, когда Мать-Земля и Дана-Водица «засыпают» до будущей весны. Люди просят у них прощения за всё, чем обидели в течение года. В селах в это время открывают сезон домашних ремесел, начинают мять и трепать лен, готовя его для пряжи. Женщины выносят вытрепанный лен на показ, устраиваются «льняные смотрины». В современном мире, который далеко ушёл от сельской жизни, все это, увы, носит сугубо ритуальный характер за очень редким исключением.

Но, по остальным моментам — сакральное омовение, а также торжественное застолье — вполне применимо вне зависимости от места пребывания. К слову, не забывайте, что во время трапезы, когда перед употреблением ритуального пития (обязательно хмельного, но не обязательно сильно и много) — требное приношение, в виде выплёскивания части напитка совершается от себя, в то время как вне поминальных обрядов такая треба плещется через себя или к себе, чтобы обратить желаемое на себя или же провести связь между данным обещанием и собой. В поминальных обрядах такое считается признаком стремления покинуть этот мир.

Ну, а всё остальное — оно может быть и разным и не очень. Кто-то бежит в лес, где сжигает старые вещи, символизируя отречение от сделанного негодного дела, кто-то даёт клятвы о свершениях в будущем году, кто-то просит благословления у ушедших на деяния разные. А кто-то, просто рассаживает всю свою семью за общим столом, рядом с красным кутом, который украшен фотографиями и именами Предков. И уже за трапезой обращается к Предкам как глава семьи и Рода.

Каждому- своё.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика