49 дней океанского дрейфа.
7 марта 1960 года моряки американского авианосца «Кирсардж» спасли четверых советских солдат — младшего сержанта Асхата ЗИГАНШИНА и рядовых Анатолия КРЮЧКОВСКОГО, Филиппа ПОПЛАВСКОГО, Ивана ФЕДОТОВА, неуправляемую баржу T–36 которых 49 дней носило штормовыми ветрами по океану.
Двоим из них было по 21 году, двум другим — 20 лет. Татарин, два украинца и русский несли службу на острове Итуруп (Курилы). Не пограничники и не моряки — обычный стройбат: им было поручено доставлять с кораблей грузы на берег. По мелководью это можно было осуществить только с помощью баржи (длина — 17 м, ширина — 3,5, осадка — чуть более 1 м). 17 января разыгрался сильный шторм, баржу сорвало со швартовых и стало швырять по заливу. Боясь, что ее выкинет на камни, ребята завели двигатели. Экипаж боролся со стихией десять часов; около 7 часов вечера мотористы доложили, что запасы топлива на барже заканчиваются. Зиганшин предложил выброситься на берег, но ни одна из трёх попыток результата не дала; одна из таких попыток привела к тому, что баржа получила пробоину. Волны достигали высоты в 15 метров; одной из таких волн, ударившей в рубку баржи, была выведена из строя радиостанция. Около 22:00 лишённую хода баржу вынесло в открытый океан.
Топливо кончилось, радиостанция не работала. Вода поступала постоянно, приходилось вычерпывать. В шторм поиски организовать было невозможно. Потом подхваченное океанским течением совершенно непригодное для морских путешествий утлое суденышко оказалось в закрытом для плавания районе, в котором проводились ракетные пуски. Когда их нашли, от ближайшего острова баржу отделяли 1 200 миль. На берегу было известно о борьбе баржи со стихией, однако больше сообщений с баржи не поступало. Как только ветер несколько стих, солдаты прочесали берег. Обнаруженные обломки бочонка для питьевой воды, сметённого с палубы волной, дали основание считать, что баржа была потоплена ураганом. Поисковые работы были остановлены также и по причине запрета выхода в море спасательным и другим судам в связи с проводившимися в те дни ракетными стрельбами.
На второй день дрейфа экипаж баржи провёл инвентаризацию запасов провизии. Их запасы составляли 15-16 ложек крупы, немного хлеба, банка консервов и некоторое количество картошки, которая находилась в машинном отделении, и в шторм оказалась пропитанной дизельным топливом.Пресная вода имелась в системе охлаждения двигателей баржи; когда она закончилась, собирали дождевую.
Скудные запасы еды со временем закончились. В пищу пошло всё, что хотя бы отдалённо напоминало съестное — кожаные ремни, несколько пар кирзовых сапог, мыло, зубная паста. По воспоминаниям Зиганшина:
Мы его [кожаный ремень] порезали мелко, в лапшу и стали варить из него «суп». Потом сварили ремешок от рации. Стали искать, что ещё у нас есть кожаного. Обнаружили несколько пар кирзовых сапог. Но кирзу так просто не съешь, слишком жёсткая. Варили их в океанской воде, чтобы выварился гуталин, потом резали на кусочки, бросали в печку, где они превращались в нечто похожее на древесный уголь и это ели…
Дрейф продолжался 49 дней. Люди теряли в весе до 800 граммов в день — Зиганшин, ранее весивший 70 кг, похудел до 40 кг.
…В тяжелейших условиях солдаты смогли не только выжить, но и сохранить человеческое достоинство…
Когда их обнаружил корабль США, американский экипаж был потрясен. Спасенных переодели, покормили, доставили в душ. Взяв бритву, Зиганшин потерял сознание. Три дня они приходили в себя, а когда прибыли в Сан–Франциско, мэр вручил им символический ключ от города. Потом были Нью–Йорк, трансатлантический лайнер «Куин Мэри», Париж, Москва. Таким образом моряки прошли кругосветное путешествие по пути домой.
К этому времени на родине определились с их статусом. Когда их унесло и поиски не дали результата, родным сообщили: «Пропали без вести». Органы госбезопасности тем временем прорабатывали все версии возможного «побега на Запад». Даже когда дошла весть о спасении, в течении недели проверяли все сведения. Наконец, 16 марта газеты вышли с рассказом об их подвиге, каждого наградили орденом Красной Звезды, Министр обороны Родион Малиновский подарил спасённым штурманские часы, «чтобы они больше не блуждали»; Асхату Зиганшину было присвоено внеочередное звание старшего сержанта, его именем названа улица в Сызрани. Народ сложил на популярный мотив куплеты «Зиганшин–буги, Зиганшин–рок», и чуть погодя был выпущен художественный фильм «49 дней». Экипажу баржи посвящена ранняя песня В. С. Высоцкого «Сорок девять дней». Еще не было ни космонавтов, ни «Битлз» — они стали первыми кумирами 60–х, чьи имена помнят до сих пор.
«Когда их обнаружил корабль США, американский экипаж был потрясен»
Когда их обнаружил корабль США, американский экипаж был перепуган.
Пендосы увидев флаг обосрались — и огромный авианосец первым делом с…лся от полузатонувшей маленькой баржы.
Понаблюдав за ней издалека чуть-ли не сутки — американцы всё-таки осмелели и подошла снова.
«Экипажу баржи посвящена ранняя песня В. С. Высоцкого «Сорок девять дней».»
Это была не песня эта было дерьмо — о чём всегда самокритично вспоминал Высоцкий, собственно песней «это» не считавший (не пелась, не входила в сборники, не учитывается как первая песня).
Никому не известный Высоцкий хотел пославиться и срифмовал «халтурку» основываясь на статье в газете.
Никогда более в жизни таким способом он не пользоваться — и говорил что можно «это» назвать «пособием начинающему халтурщика».
Благодарю. Вот только что закончил читать воспоминания и интервью этих людей и нашёл более подробное описание тех событий. Действительно, они отказались сначала эвакуироваться на вертолётах, а авианосец сутки ожидал вдалеке.