Жизнь и смерть русского министра.

Плеве Вячеслав Константинович – российский государственный деятель, родился 20 апреля в 1846 году в Мещовске, Калужской губернии. Вячеслав был единственным сыном учительницы Елизыветы Михайловны Шамаевой и Константина Григорьевича Плеве. Его отец, дворянин, преподавал в училище.

С 1851 жил вместе с родителями в Варшаве, где учился в гимназии. В 1863 году участвовал в охране порядка на улице во время польского восстания 1863—1864 годов. В 1863 году Плеве был отправлен родителями в Калугу, где он окончил гимназический курс с золотой медалью. В 1867 году окончил курс в Санкт-Петербургском университете со степенью кандидата прав и поступил на службу по судебному ведомству, оставаясь в нем до 1881 года. Занимал должности товарища прокурора при владимирском и тульском окружных судах, прокурора в Вологде, товарища прокурора судебной палаты в Варшаве. В 1879 году Плеве назначается прокурором Петербургской судебной палаты. Александр II заметил способного молодого человека и указал на него министру внутренних дел М. Т. Лорис-Меликову.

Граф М.Т. Лорис-Меликов. 1888.Худ. И.К. Айвазовский.

В 1881 году Плеве назначен исполняющим обязанности прокурора в Особом присутствии Сената для ведения дел о государственных преступлениях и о злодеянии 1 марта (убийство Александра II). В том же 1881 году Плеве был назначен директором департамента полиции. Плеве считал необходимым противопоставить революционному движению «подобную же духовную силу — силу религиозно-нравственного перевоспитания нашей интеллигенции», был сторонником введения «строгой общественной дисциплины во всех областях народной жизни, которые доступны контролю государства». Проводил энергичные и успешные действия по разгрому организации «Народная воля», им разработана система провокационных действий, не знавшая подобных масштабов в России, впервые внедрена в жизнь идея двойной агентуры и т. д. В мае 1881 принял участие в работе Комиссии по составлению Положения о государственной охране.В 1884 году Плеве становится сенатором. А в 1885 году занял пост товарища (заместителя) Министра внутренних дел. В 1894 году назначается Государственным секретарем и Главноуправляющим кодификационной частью при Государственном совете.

17 августа 1899 года назначен исправляющим должность Министра — статс-секретаря Великого княжества Финляндского с оставлением в должности Государственного секретаря; состоял председателем Комиссии для обсуждения вопросов об изменении учреждения Финляндского Сената. Проводил политику русификации Финляндии. При его деятельном участии был составлен новый Устав о воинской повинности в Финляндии, издан манифест о введении русского языка в делопроизводство Сената и административных учреждений края, усилено влияние генерал-губернатора на решение производящихся в местном Сенате дел.

император Александр II

В 1902 году, после убийства министра внутренних дел Д. Е. Сипягина эсером С.Балмашевым, Вячеслав Плеве назначается на эту должность. Плеве усилил агентурную работу против участников революционного движения, заметно усилил роль начальников охранных отделений, наделив их административными правами. Плеве делал упор на разложение революционных движений изнутри, для чего широко поддерживал практику внедрения агентов полиции и провокаторов в социал-демократические и эсеровские организации. Плеве усиливал репрессии, поддерживал еврейские погромы, направлял карательные отряды против выступлений крестьян. Вячеслав Плеве был сторонником войны с Японией, считая, что достигнутая быстрая победа вызовет в государстве патриотический подъем, в результате чего будет легче расправиться с революционным движением.

При нём подавлены крестьянские выступления в Подольской и Харьковской губерниях. 30 мая 1902 г. по докладу Плеве состоялось «Высочайшее повеление о прекращении в 1902 собирания земствами двенадцати губерний статистических сведений и о применении этой меры в отдельных сельских местностях остальных земских губерний по усмотрению губернаторов». Им были приняты меры к ограничению деятельности местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности; в ноябре того же 1902 по его распоряжению закрыт Воронежский уездный комитет, «…за резкость суждений его членов»; некоторые из них подверглись административным репрессиям. В 1903 были подвергнуты административной ревизии земские учреждения Московской, Вятской, Курской и Тверской губерний. Высочайшим повелением 8 января 1904 предоставлены министру внутренних дел и тверскому губернатору чрезвычайные полномочия в отношении Тверского губернского и Новоторжского уездного земств. Стесняя деятельность земств, в особенности губернских, Плеве являлся горячим поборником усиления губернаторской власти.

министр внутренних дел Д. Е. Сипягин

Он состоял членом первой монархической организации в России — Русском собрании, которую сам чуть было не закрыл по доносу.

В мае 1903 года Законом учрежден институт уездной полицейской стражи, заменившей сельскую полицию.

Плеве понимал недостаточность одних репрессивных мер в борьбе с все растущим общим недовольством, но изданный при его ближайшем участии манифест 26 февраля 1903 г. не имел и не мог иметь практических последствий, кроме отмены круговой поруки (в крестьянской среде).

Из воспоминаний современников: «Он много читал, наблюдал и думал и, к моему большому удовольствию, оказался очень начитанным в произведениях … Салтыкова-Щедрина» — академик Янжул, Иван Иванович.

По воспоминаниям С.Ю. Витте, бывшего политическим соперником Плеве, Плеве говорил о русско-японской войне: «Нам нужна маленькая победоносная война, чтобы удержать Россию от революции». Впервые эта приписываемая Плеве фраза была опубликована в книге «Исход российской революции 1905 года и правительство Носаря», вышедшей под псевдонимом А. Морской (псевдоним В.И. фон Штейна), содержавшей критику Плеве и рекламу Витте. Современники считали эту книгу инспирированной или даже написанной самим Витте. Затем та же фраза появилась в посмертно изданных воспоминаниях Витте.

За службу награждён рядом высших российских орденов, вплоть до ордена Святого Александра Невского включительно.

Репин И.Е. Портрет С. Ю. Витте, министра финансов. 1903

28 июля 1904 года в Петербурге, близ Варшавского вокзала, убит студентом, эсером Егором Сазоновым, бросившим бомбу в его карету.

Всех покушений на министра внутренних дел В.К. Плеве, занявшего этот пост после Сипягина, было пять.

1. В покушении 18 марта участвовали: Максимилиан Швейцер — заряжал бомбу и передавал метальщикам; стояли метальщиками: Алексей Покатилов с двумя бомбами — на набережной Фонтанки, Боришанский тоже с двумя бомбами — ближе к Неве и Егор Сазонов, переодетый извозчиком — с бомбой под фартуком пролётки — у подъезда департамента. Сигнальщиками служили: Иван Каляев и другой извозчик Мацеевский. Руководил покушением Борис Савинков.

2. Покушение 25 марта: бомбы готовил Покатилов. Он и Боришанский, переодетые разносчиками, выходили со снарядами навстречу Плеве по набережной Невы и Фонтанки, к зданию Департамента полиции. Сазонов принимал в покушении лишь косвенное участие, остальных террористов в Петербурге не было.

3. Покушение 1 апреля не состоялось, ибо накануне ночью в гостинице Покатилов, готовя бомбу, погиб от взрыва.

4. Для покушения 8 июля готовил бомбы Швейцер, живший в гостинице по английскому паспорту. Метальщиками были: Сазонов, одетый в тужурку железнодорожного служащего, Боришанский и Лейба Сикорский в плащах морского образца. Извозчики: Егор Дулебов и Мацеевский.

5. 15 июля участвовали те же, в том же порядке. На убийство Плеве было ассигновано 7000 рублей. По тем временам большие деньги.

Площадь у Варшавского вокзала. Остаток кареты министра. Фотография Карла Буллы, 28 июля 1904 года.

Время было не самое лучшее. Наметился промышленный кризис. Крестьянские и помещичьи усадьбы беднели. Революционная пропаганда проникала в студенческую и рабочую среду. В России начались еврейские погромы. Зарубежная печать утверждала, что они инспирированы министерством внутренних дел. В эту пору Плеве писал одному из руководителей сионизма доктору Герцлю:

«До тех пор, пока сионизм стремился создать независимое государство в Палестине и организовать выселение из России известного числа евреев, русское правительство могло относиться к нему только благожелательно; но с той минуты, как сионизм изменил свою задачу и направил свою деятельность к национальному объединению всего еврейства в России, естественно, что правительство воспротивилось этому новому направлению сионизма. Допущение сего имело бы последствием образование в государстве целых групп лиц, совершенно чуждых общему патриотическому чувству, а между тем очевидно, что именно на этом чувстве зиждется сила всякого государства».

Теодор Герцль (Theodor Herzl; на иврите Биньямин Зеев)

Итак, 15 июля 1904 года взрывом бомбы, брошенной Сазоновым, Плеве был убит. Меры предосторожности не помогли. Охранка схватила Сазонова и Сикорского. На первом допросе Сазонов о себе ничего не сказал, лишь заявил, что признает себя виновным в убийстве Плеве и в принадлежности к «Боевой организации» партии социалистов-революционеров. Он отказался подписать протокол допроса, сказав, что у него болит рука, «а если бы она была здорова, то протокол я не подписал бы, не желая обнаружить свой почерк».

Повсюду разослали телеграммы с приметами неизвестного, в Петербург были вызваны филёры, знающие в лицо различных подозрительных людей. Время работало не на полицию, сообщники террориста могли скрыться за границей. А он сам, израненный, впал в полубессознательное состояние, стал бредить. Департамент полиции передавал в охранное отделение:

«У содержащегося ныне в лазарете одиночной тюрьмы убийцы ст. — секр. Плеве начались бредовые явления, во время которых он произносит отрывочные фразы, могущие иметь фактическое основание в со прошлом, причём часто упоминает имена Петра, Валентина и Николая Ильича, говорит о каком-то трактире, где они кого-то ждали, и упоминает о своём лечении от нервной болезни в Петербурге… В бреду же он рассказывает о свиданиях и собраниях за городом, а также упоминает, что ему «делали передачу» и что он был где-то «в учении». У постели Сазонова круглосуточно дежурил жандармский офицер и записывал бред. Полиция надеялась в словах найти хоть какую-то зацепку.

Егор Сазонов

Из телеграмм директора Департамента полиции начальнику Московского охранного отделения:

«Убийца по виду сознательный ремесленник или сельский учитель, видимо, с юга, выше среднего роста, телосложения плотного, блондин, рыжеватый, слабые следы оспы на обеих щеках, нос горбинкой, усы темно-русые подстриженные, лицо русское, одет в железнодорожную форму, он заявляет о принадлежности к „Боевой организации“ подготовлявшей несколько неудачных покушений; через час после события задержан на Неве некий еврей, выбросивший в воду какой-то свёрток, подозревается в соучастии. Телеграфируйте, не отлучался ли кто-нибудь из наблюдаемых членов „Боевой организации“, учините агентурные розыски».

«По некоторым данным можно заключить, что убийца лечился в Москве, может быть, от нервной болезни. Произведите по имеющимся у вас приметам тщательный розыск во всех лечебных заведениях Москвы».

И, наконец, справка. Личность террориста установлена:

«Сазонов Егор Сергеевич, сын купца, бывший студент Московского университета, родился в 1876 году в селе Петровском Вятской губернии, воспитывался в уфимской гимназии, по окончании коей поступил в университет, оттуда был уволен со второго курса в 1901 год за участие в студенческих беспорядках, на основании высочайшего повеления, последовавшего в 1903 году, за государственное преступление подлежит высылке в Сибирь, под гласный надзор полиции на 5 лет. Следуя в Якутскую область, назначенную ему местом водворения, Сазонов скрылся неизвестно куда».

Один комментарий на “Жизнь и смерть русского министра.”

  1. Интересный материал, но сразу видно что готовился советскими пропагандистами: «еврейские погромы, направлял карательные отряды», «маленькая победоносная война», «начались еврейские погромы. … они инспирированы министерством внутренних дел»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика