4 ноября: рассчётник

pushkin_28Этот день после 1612 года полностью закреплён за христианским символом Казанской божьей матери, которая стала ассоциироваться с изгнанием польских войск из Москвы. Найти традиции дохристианской эпохи или вычленить из наслоений христианства бытовавшие ранее очень сложно, когда день перекрывается таким ярким событием. Однако, кое-что у меня получилось.
На мой взгляд, указание на рассчеты в этот день связаны непосредственно с сезонными изменениями погоды, когда от одних работ люди переходили к другим. Фаза эта не была одномоментной и разовой по дню, но, видимо, по какой-то причине, как и «Юрьев день» закрепилась именно за этой датой.

Традиции

Этот день издавна считался рассчётным. К этому времени хозяева рассчитывали батраков, каменщиков, плотников и других наемных рабочих, которые возвращались в родные деревни. Считалось, что в этот день хорошо играть свадьбу. Особенно если идет снег или дождь.
А девушки шли ранним утром в лес и срывали еще не оттаявший от инея листок березы, в который потом смотрелись как в зеркальце. Считалось, что после такого обряда даже самая некрасивая девушка похорошеет. Вообще к березе на Руси было двоякое отношение. Прежде всего, это было дерево-лекарь. Верили, что если бить захворавшего ребенка березовым прутом, то болезнь его тут же отпустит. Под березы выливали воду, в которой купали больного ребенка. Но береза была и деревом нечистой силы. На березовой палке летали ведьмы. Считалось, что под одиноко растущей березой покоится душа умершего, а вместо сока в ее стволе течет человеческая кровь.

Приметы

До Казанской — не зима, после Казанской — не осень.
Матушка Казанская спросит хворосту вязанку (наступают настоящие холода).
На Казанскую выедешь на колесах, а приехать будет впору на полозьях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика