14 ноября: куриные именины

269801c6f574Традиции

По народному календарю осени отводится время от Второго Спаса до кузьминок. В этот день доигрывали последние свадьбы — ковали счастье молодым. Святые Косьма и Дамиан считались покровителями семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимались кузнечным делом, ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь называют Кузьмой: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». Как Божьи кузнецы, Косьма и Дамиан носят молоты, которыми куют супружеские цепи, то есть заключают брачные союзы. С Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями всех рукоделий, женщины садились за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними». Кузьминки были еще и девичьим праздником.

Было у Кузьминок еще одно даже более важное значение. В этот день всем миром в селе устраивали проводы лета и встречу зимы. После службы в храме затевались общие «ссыпины» – в выделенный кем-то амбар все ссыпали по ведру, по два прошлых лет ячмень, оставшийся солод, иное зерно и начинали варить «.мирское козьмодемьянское пиво». к ближайшему престольному празднику. А девушки вечером варили свою «ссыпную» кашу». Сельская молодежь была изобретательна на веселые затеи. Однако любая из них – «девичья» ли каша, «похороны мух», «семичные» ли крестины – всякая затея заканчивалась общим гуляньем либо на «посиделках», либо «на улице». И до позднего часа звенела балалайка, заливалась гармоника…

В этот день девушки собирались вместе и готовили стол, а вечером приглашали в гости парней, праздник продолжался «до света», а потом парни отправлялись воровать кур. К таким кражам относились снисходительно, потому что они сулили им много кур на будущий год. В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качество «почетного» угощения на такой стол подавалась куриная лапша. Обычно курицу на крестьянском дворе держали два года, за это время она могла снести почти 400 яиц — две трети своей продуктивности, назначенной ей природой на всю ее короткую, в среднем шестилетнюю, жизнь. Поэтому каждую осень хозяйки старались пополнить курятник молодками, а перестарки отправлялись на стол. В этот день справляли курьи именины: женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами, после обедни служили молебны, а богатые люди рассылали кур в подарок родным. Иногда совершали такой обряд: старший мужчина в доме выбирал петуха и сам отрубал ему голову топором в овине. Ноги его бросали на избы, чтобы водились куры, а петуха варили на обед.

Приметы

• Закует Кузьма-Демьян — до весны красной не расковать.
• Козьма-Демьян с мостом, Никола (19 декабря) с гвоздем.
• Козьма закует, а Михайло (21 ноября) раскует.
• Холод на Кузьму-Демьяна — тепло на Михаила.
• Кузьмы-Демьяна путь — не путь, а зимы перепутье.
• Кузьма-Демьян — кузнец, кует лед на земле и на воде.
• Если на Космодемьяна лист останется на дереве, то следующий год неурожайный (суровая зима и знойное лето).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика