Скифская дружба
В сочинении Лукиана «Toxaris sive Amicitia» (Токсарид, или Дружба) представленном в виде диалога между скифом Токсаридом и греком Мнесиппом о дружбе есть интересные сведения о том, что же такое была дружба у скифов в древности:
«Итак, знай, что скифы ничего не признают выше дружбы, что ни один скиф ничего не станет так восхвалять, как разделение с другом его трудов и опасностей; равным образом у нас считается самой тяжкой обидой, если тебя сочтут изменником дружбе. Оттого мы и почитаем Ореста с Пиладом, выдававшихся в этой близкой скифам добродетели и отличавшихся дружбой, — этим мы более всего восхищаемся. Поэтому мы прозвали их «Кораки» — на нашем языке это все равно, что сказать «божества, покровители дружбы».»
Соревнуясь в убеждении друг друга в более достойном отношении к дружеским чувствам и тот, и другой приводят аргументы и доказательства своей правоты заслуживающие внимания хотя бы тем, что все они могут быть приняты таковыми. Но наиболее интересен эпизод речи Токсарида. Вот скиф упрекает грека:
«Прежде всего, я хочу тебе рассказать, каким образом мы находим себе друзей. Не на попойках, как вы, или из тех, что росли вместе или были соседями. Нет, когда мы видим какого-нибудь человека, доблестного и способного совершать великие подвиги, мы все спешим к нему, и то, что вы считаете необходимым делать при сватовстве, то мы делаем, ища друзей. Мы усердно сватаемся, делаем все, чтобы добиться дружбы и не показаться недостойными ее».
Скифы закрепляли дружеские узы специальным ритуалом. Для этого в чашу наливалось вино и смешивалось с кровью самих друзей, а затем выпивалось ими после определенных клятв. Скиф не мог иметь больше 2-3 друзей, иначе он считался чем-то вроде распутной женщины.