Присоединение Церкви к государству.

27 (16 по ст. ст.) декабря 1700 года, именным указом Петра Первого велено Патриаршему приказу разряду не быть, а дела по челобитьям мирских людей на духовных и духовных на мирских отослать по приказам, где кто ведом; дела же о расколе и ересях ведать преосвященному Стефану, митрополиту рязанскому и муромскому. Митрополит Стефан (Яворский) с тех пор назывался «екзархом святейшего патриаршеского престола, блюстителем и администратором. Возрождения же патриаршества пришлось ждать до установления Советской власти.

После кончины патриарха Адриана управление Русской церковью, как и прежде во времена междупатриаршеств, поручено было местоблюстителю патриаршего престола с собором, находившихся в Москве архиереев. Пользуясь отсутствием патриарха, молодой царь Петр, прежде всего, поспешил осуществить еще раньше предпринятые им меры к ограничению судебного ведомства церкви через отделение от него упомянутых гражданских дел по брачным рядным и сговорным записям и по духовным завещаниям. Кроме того, в 1701 г. он распорядился снова восстановить монастырский приказ с предоставлением ему, кроме прежних судебных полномочий над церковными людьми, еще новых, более важных полномочий относительно церковных имений. На эти имения y Петра очень рано выработался крайне утилитарный государственный взгляд. Еще в 1690-х годах он называл их «тунегиблемыми» для государства, служащими для поддержания одной только роскоши духовных властей, и собирался извлечь из них как можно больше государственной и общественной пользы. Распоряжения его по этой части начались с усиления над церковно-вотчинною экономией прежнего государственного контроля через приказ большого дворца и с запрещения духовным властям всяких дорогих построек, заведения дорогих облачений и других расходов на излишнюю роскошь; потом по смерти патриарха он порешил отнять y духовенства самое управление церковными вотчинами и передать это управление в руки государства через монастырский приказ. Последний должен был управлять церковными вотчинами и всеми с них сборами и нарядами чрез своих собственных светских управителей. На содержание духовных властей и церковных учреждений из сумм, поступавших в приказ, назначено выдавать только определенные штатные оклады, затем все остальные суммы должны были расходоваться приказом на удовлетворение разных общественных и государственных нужд, на военные надобности, на жалование разным чинам, на госпитали, богадельни, школы и прочее. Таким образом, церковное ведомство было урезано и по судебным своим полномочиям, и по своему хозяйственному управлению. Чтобы дать время окрепнуть таким важным переменам, торопиться назначением нового патриарха было незачем, и время междупатриаршества продолжилось целые 20 лет, а между тем в голове царя успела за это время созреть новая мысль ο коренном преобразовании всего строя высшего церковного управления на соборных началах, без патриаршества.

Один комментарий на “Присоединение Церкви к государству.”

  1. Уважаемый Дмитрий! Снова, раз за разом Вы пытаетесь (цитирую из «Собачьего сердца») судить о проблемах космического масштаба с космической же глупостью! Соборность это не прототип колхозного собрания, где парторг (в Вашем случае оберпрокурор Синода) «гнёт» свою линию, прикрываясь большинством! Соборность Православной Церкви — это всеобщность, цельность, без инородных (оберпрокурорских) включений! То есть с точностью до наоборот! Будьте здоровы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Instagram
    Instagram

  • Счётчики
    Яндекс.Метрика